Зарегистрироваться

Теология культуры

Категории Культурология | Под редакцией сообщества: Культурология

Теология, как известно, это система догм христианского вероучения. Следовательно, возникает вопрос: можно ли вообще говорить о теологии культуры, и в какой степени корректно использовать это словосочетание? Теология в целом делится на систематическую (догматику, апологетику, нравственную теологию), историческую и практическую теологии. Всё это — «слово о Боге». Культура, как известно, представляет собой результат деятельности человека. Культура - этот тот искусственный мир, «вторая природа», которая была создана человеком. Но, если следовать логике библейской истории, то это деяние греховного человека, несущего на себе, как впрочем, и всё человеческое, отпечаток первородного греха. Вот почему для теологов более приемлемо негативное отношение к культуре. Не случайно многие христианские теологи отрицательно высказывались о культуре как мирском, следовательно, греховном деянии людей. Почему же тогда стало возможным появление теологии культуры, когда и почему появилось это направление в теолого-философской мысли и как ее представителям удалось «примирить» светское, секулярное и священное, сакральное? Проникновение культурологической тематики в религиозную философию и теологию было связано с необходимостью осмысления тех кризисных процессов, которые охватили человечество уже с самого начала XX столетия. Кризис европейской культуры, противопоставление культуры и бездуховной цивилизации, кризис христианской религии - эти и другие темы были популярны в религиозной философии. Не могли они не волновать и теологов.

Вместе с тем в недрах теологии происходили процессы, суть которых можно связать с модернизацией ортодоксальных установок, со стремлением осовременить традиционные христианские догматы. Все это привело к появлению нового направления, получившего благодаря работам видного немецко-американского теолога Пауля Тиллиха (1886-1965) название теологии культуры. Работы Тиллиха всегда заметно выделялись в общем потоке публикаций на эту тему обстоятельностью разбора, систематичностью ответов на кардинальные вопросы. Еще в конце первого десятилетия нашего века он, выступая с публичными лекциями о взаимодействии религии и культуры, изобличал губительные для человека последствия развития технической, безрелигиозной цивилизации.

Систематизация его воззрений на эти проблемы была осуществлена им позднее в 1956 г., в период увлечения идеями протестантской неоортодоксии Тиллих публикует «Теологию культуры». Основная идея данной книги состоит в обосновании роли теологии в освещении и освящении современной культуры. Если философию интересует структура бытия как такового, то теология, по его мнению, может быть понята как систематическая, постоянно возобновляемая попытка человека ответить на главный вопрос бытия, онтологический вопрос. Исходя из этого, теология культуры трактуется Тиллихом как результат «попытки анализировать религию во всех ее формах культурного выражения». К числу проблем, которые затрагиваются в теологии культуры, можно отнести осмысление места и роли Бога в культуре, взаимодействия человека и Бога в культурно-историческом процессе, выяснение причин кризиса современной культуры, поиск путей выхода из него, создание модели религиозной культуры в соответствии с основными христианскими догматами и т.д. Концепции культуры в работах теологов базировались на различных вариантах методологии «теологической диалектики», в частности, на принципе антиномизма, с помощью которого П.А. Флоренский объясняет проблемы современной культуры.

Следовательно, теология культуры является одним из направлений теологического модернизма, в котором проблемы культуры рассматриваются, исходя из систематизированных принципов того или иного вероучения. В христианской мысли различаются протестантский (П. Тиллих, братья Рих. и Рейн. Нибуры, Б. Меланд и др.), католический (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Б. Лонерган и др.) и православный (П.А. Флоренский, Г.П. Федотов и др.) варианты истолкования проблем культуры. Влияние идей теологии культуры во второй половине XX в. стало постепенно ослабевать в связи с дальнейшей трансформацией религиозного сознания, появлениям в западной теологии учений «мертвого Бога», «секулярной теологии» и др.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.