Зарегистрироваться

Туган-Барановский Михаил Иванович

Категории Экономическая социология | Под редакцией сообщества: Социология

Туган-Барановский Михаил Иванович

выдающийся российский экономист, историк, социолог, ученый с мировым именем, один из представителей «легального марксизма» и противник народничества

выдающийся российский экономист, историк, социолог, ученый с мировым именем, один из представителей «легального марксизма» и противник народничества

Настоящее имя:
Барановский Михаил Иванович
Год рождения:
1865
Годы жизни:
1865 — 1919
Место рождения:
с. Солониновка, Харьковская губерния, Российская Империя
Место смерти:
Одесса, Российская Империя
Разделы каталога:

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865-1919) – выдающийся российский экономист, историк, социолог, автор работ по истории и теории социализма, один из представителей «легального марксизма». В конце 1917 – январе 1918 г. министр финансов Украинской Центральной рады.

Ученый экономист с мировым именем Туган-Барановский родился в дворянской семье. Его род ведет начало от литовских татар, предки которых ведут свою родословную от Чингиз-хана. Вторая линия выходит на род польских шляхтичей Барановских. Еще будучи гимназистом, он увлекся философией Канта.

Окончив классическую гимназию, поступил в 1888 г. на физико-математический факультет Харьковского университета, из которого за участие в студенческом революционно-демократическом движении был исключен. В 1894 г. после чрезвычайно напряженной работы в крупнейших библиотеках Лондона и Петербурга М.Туган-Барановский представил в качестве магистерской диссертации обширное исследование «Промышленные кризисы». Диссертация сразу сделала известным имя ученого в отечественных и мировых научно-экономических кругах (через несколько лет работа была переиздана на немецком, а затем и французском языках). В 1895 г. М.Туган-Барановский становится приват-доцентом Петербургского университета, читая курс политической экономии, однако в 1899 г. был уволен министром народного просвещения как неблагонадежный. В 1898 г. он получил от Московского университета степень доктора за диссертацию “Русская фабрика в прошлом и настоящем”, но только после Февральской революции 1917 г. был утвержден в звании профессора.

В марте 1901 г. за участие в демонстрации был арестован и выслан из Петербурга. До 1904 года жил на Полтавщине, где принял участие в кооперативном движении. В 1904 г. М.Туган-Барановский возвращается в столицу на прежнюю должность, но уже всерьез увлеченным идеями кооперативного строительства. С 1908 г. М.Туган-Барановский становится одним из лидеров российского кооперативного движения, прежде всего как теоретик. С 1914 г. становится профессором политической экономии в Петербургском политехническом институте. В 1915-1916 годах он – гласный Петроградской думы. Февральскую революцию воспринял с воодушевлением. В апреле 1917 г. возглавил аграрную комиссию, которая разрабатывала программу аграрной реформы в России. Октябрьской революции не принял. Сотрудничал в журналах «Мир Божий», «Начало», «Вестник Европы» и других. Совместно с М.М. Ковалевским и М.С. Трушевским редактировал издание «Украинский народ в его прошлом и настоящем». Октябрьской революцию не принял. После короткого пребывания (1917–1918) на посту министра финансов Украинской Центральной рады Туган-Барановский отошел от общественной деятельности, занимаясь преподаванием и наукой. 21 января 1919 года в поезде по дороге в Париж (между Киевом и Одессой) скончался от приступа стенокардии. В многочисленных некрологах современники, потрясенные неожиданной и нелепой смертью 54-летнего ученого, в самых высоких словах оценивали и личность, и научные заслуги М.И.Туган-Барановского. Полный список его работ к настоящему времени, включая переиздания, насчитывает около 300 наименований[1].

Его неоднозначная и во многом противоречивая личность до сих рождает у историков и специалистов немало споров. Туган-Барановский ценил учение К. Маркса, хотя не разделял всех его взглядов. В 1890-е гг. он изучал работы К. Маркса, но встал на позиции «легального марксизма»[2]; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма. Издал «Теоретические основы марксизма» (1905), в которых объявил теорию Маркса только «отчасти верной», и «Основы политической экономии» (1909). Считавший себя последовательным сторонником марксизма Туган-Барановский, однако, не был принят в лагере ортодоксальных марксистов-ленинцев. В.Ленин причислял его к лагерю меньшевиков. Туган-Барановский участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ; наиболее значительная «Социальные основы кооперации» (1916).

Две работы – о фабрике и кризисах – сделали их автору не только всероссийскую, но и общеевропейскую известность. Теоретические работы Туган-Барановский – «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903), «Теоретические основы марксизма» (1905), «Социализм как положительное учение» (1918) и др. – формулировали реалистическую программу хозяйственного развития. Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, – прообраз будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журнале «Вестник кооперации», которым руководил с 1909 г.

Главным трудом о капитализме является его сочинение о промышленных кризисах, в котором он разрабатывает теорию реализации продуктов в капиталистическом обществе. В первом издании этой книги[3] затруднения при реализации продуктов, обостряющиеся до депрессии и кризисов, объяснялись исключительно неорганизованностью капиталистического производства. Во втором, серьезно переработанном издании книги[4], Туган-Барановский ставит процесс реализации в связь не только с «отсутствием планомерной организации», но и с другими чертами капиталистического строя, при котором производство перестает служить средством удовлетворения человеческих потребностей, а становится целью само по себе, техническим моментом создания капитала. Законы капиталистической конкуренции требуют не только чрезмерной эксплуатации человека, но и технически совершенного развития организации в пределах одного предприятия, которая, как это ни парадоксально, сочетается с неорганизованность всего национального производства.

Указанные особенности капиталистического производства делают общее перепроизводство, как момент развития капиталистического хозяйства, необходимым. Глубокий анализ истории кризисов позволил ученому выделить три их общих основных характеристики: состояние товарного рынка, определенное им как перепроизводство, изменения в области денежного обращения и колебания кредита. По его мнению, главной из этих характеристик является первая – «перепроизводство», которое и послужило причиной большинства экономических кризисов в мире. В противоположность теории воспроизводства К.Маркса, М.Туган-Барановский считал, что причина кризисов, периодически потрясающих капиталистическую экономику, коренится не в абсолютном недопотреблении народных масс, а в диспропорциональном развитии базовых отраслей народнохозяйственных систем[5].

В книге «Промышленные кризисы» Туган-Барановкий провел специальный анализ динамики положения рабочего класса в условиях капитализма и под влиянием его циклического развития. Его выводы опровергали положение К.Маркса о неизбежном обнищании пролетариата в условиях капитализма. М.Туган-Барановский был в то время едва ли не единственным исследователем циклов и конъюнктуры, обратившим внимание на их социальную составляющую[6]. Его исследования продолжил в 1920-е годы Н.Д.Кондратьев, также получивший мировую известность.

Итогом длительного изучения истории русской промышленности явилась книга М.Туган-Барановского «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898)[7], фактический материал которой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне. Это один из самых капитальных трудов по экономической социологии и социологии труда. Она представляла собой докторскую диссертацию. История социально-экономической мысли знает еще один подобный пример – докторская диссертация Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893), которая также вошла в число фундаментальных монографий.

Ее автор задался целью «без излишних деталей», как он сам выразился, извиняясь, быть может, за неполный перечень всей совокупности фактов, касающихся истории отечественной промышленности, изобразить «изменения внутреннего строя русской фабрики под влиянием изменения общественно-экономической среды. Мне хотелось показать, каким образом первоначальная купеческая фабрика, возникшая на почве экономических условий петровской России, превратилась в течение XVIII в. в дворянскую фабрику, основанную на принуди­тельном труде; как эта последняя постепенно отмирала в николаевскую эпоху и замещалась новейшей капиталистической фабрикой, отчасти вы­росшей из кустарной избы; как изменялся в различные эпохи состав фабри­кантского класса и слагался класс фабричных рабочих. Я старался обрисо­вать взаимные отношения крупной и мелкой промышленности в крепостной России, когда русская фабрика еще почти не знала машины, и в наше время — время господства машины... я рассматривал фабричное законодательство и господствующие в обществе взгляды и воззрения на вопросы фабричного строя, как выражение данного соотношения общественных сил»[8].

Грандиозность замысла требовала для своей реализации не одного тома. К большому сожалению, второй том «Русской фабрики» так и не вышел. Точно также замысел К.Пажитнова изложить историю становления рабочего класса тоже не умещался в рамках одного тома и ему потребовалось для этого целых три их.

Не последнее место в его творческом наследии занимали проблемы социализма. Осознавая необходимость политической борьбы и мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в котором появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что «как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей», и поэтому отрицал якобинство. В 1906 г. М.Туган-Барановский выпустил работу «Современный социализм в своем историческом развитии», а в 1918 г. – «Социализм как положительное учение». В них социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и синдикализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта. Конечный продукт развития – социализм – в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов. Сходные реформистские идеи, по мнению М.В.Шишкина, были сформулированы в работах А. Исаева, И. Иванюкова, А. Шора[9]. Туган-Барановский полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, может быть прообразом будущего общества. Мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в котором появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей, и поэтому отрицал диктатуру и насильственные методы изменения государственного строя.

Развивая трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности Туган-Барановский сформулировал известную теорему: предельные полезности пропорциональны трудовым затратам. Опираясь на данное теоретическое положение, его последователь Н. Столяров математически доказал ее истинность. М.Туган-Барановский писал, что теория предельной полезности и трудовая теория стоимости не являются взаимоисключающими, а, наоборот, дополняют и подтверждают друг друга[10]. Он сформулировал знаменитый закон, согласно которому предельные полезности свободно воспроизводимых благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Значительный вклад был внесен Туган-Барановским в теорию распределения. В ней процесс распределения рассматривался как борьба различных классов за долю в общественном продукте. В росте самого продукта, т. е. в развитии производства, одинаково заинтересованы все классы[11]. Этот подход позднее нашел развитие в трудах многих западных экономистов (Й.Шумпетер и др.). Туган-Барановский внес вклад и в теорию циклов, в которой предвосхитил современную концепцию «сбережения – инвестиции»[12] главным фактором цикличности, по его мнению, является непропорциональность в размещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов.

Туган-Барановский стал первым российским ученым-экономистом, провозгласившим необходимость соединения трудовой теории ценности с теорией предельной полезности. Наибольший вклад внес М.И. Туган-Барановский в теорию рынков и кризисов, анализ развития капитализма и формирования социализма, разработку социальных основ кооперации.

Работая доцентом, а в конце профессором Санкт-Петербургского университета, М.И.Туган-Барановский воспитал другого выдающегося ученого Н.Д.Кондратьева, открывшего в начале 1920-х годы большие циклы конъюнктуры. В 1923 г. вышла из печати книга Н.Д. Кондратьева о М.И. Туган-Барановском[13]. В ней он отметил, что именно благодаря Туган-Барановскому экономическая наука в России была поднята на европейский уровень. По мнению Йозефа Шумпетера, “наиболее выдающийся русский экономист” М.Туган-Барановский впервые в мире разработал учение о закономерности цикличности экономической динамики, связанной с периодичностью промышленных кризисов, как фактора, который влияет на изменения в народной жизни[14].

Ссылки

  1. См.: Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989; Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М., 1997; Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы. М., 1997; Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. М., 1998; Туган-Барановский М.И. Экономические очерки. М., 1998; Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. Изд. 2-е, стереотип. М., 2003; Туган-Барановский М.И. Теоретические основы марксизма. Изд. 3-е, стереотип. М., 2003.  ↑ 1
  2. В 90-е годы ХIХ века на позиции «легального марксизма» встали П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Прокопович, С.И. Солнцев и другие экономисты, философы, статистики. Их объединила общая оппозиция народничеству и принятие ряда основных положений марксизма.  ↑ 1
  3. Туган-Барановский М.И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влияния на народную жизнь. СПб., 1894.  ↑ 1
  4. Туган-Барановский М.И. Промышленные кризисы. Очерк из социальной истории Англии. – 2-е совершенно переработанное издание. СПб., 1900.  ↑ 1
  5. Кузьменко В.П. Теории социально-экономических кризисов и социальных основ кооперации М.И.Туган-Барановского // Материалы к ХІІІ Кондратьевским чтениям. М.: МФК, 2005. С. 346–355.  ↑ 1
  6. Сорвина Г.Н., Хорзов С.Е., Бударина А.В. Развитие теорий государственного регулирования экономики в трудах экономистов России. М, 2002.  ↑ 1
  7. Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в ХIХ в. М.: Московский рабочий, 1922.  ↑ 1
  8. Там же. С. 111.  ↑ 1
  9. Шишкин М.В. Научные школы в отечественной экономической теории ХХ века // http://ecn.econ.pu.ru/Vestnik/97i3/shishkin.htm  ↑ 1
  10. Туган-Барановский М. Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причина их ценности // Юридический вестник. 1890. № 10.  ↑ 1
  11. Туган-Барановский М. Социальная теория распределения. СПб., 1913.  ↑ 1
  12. Туган-Барановский М. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на хозяйственную жизнь. СПб., 1984. С. 370.  ↑ 1
  13. Кондратьев Н.Д. Михаил Иванович Туган-Барановский. Петроград, 1923.  ↑ 1
  14. Кузьменко В.П. Теории социально-экономических кризисов и социальных основ кооперации М.И.Туган-Барановского // Материалы к ХІІІ Кондратьевским чтениям. М.: МФК, 2005. С. 346–355.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.