Добродетель
Добродетель – определенное личное качество, являющееся одним из элементов морального совершенства человека. Д. представляет собой воплощение морали на индивидуальном уровне. Она является результатом «обработки» природно-аффективных проявлений индивида для придания им той формы, которая соответствует предполагаемому предназначению (или нравственной сущности) человека. Хотя формирование Д. немыслимо без опоры на воспроизведение поведенческих образцов, ее невозможно практиковать автоматически, без творческого и свободного применения нравственной рациональности в уникальных ситуациях.
Для античной и средневековой этики понятие Д. являлось центральным, поскольку сохранялось телеологическое представление о природе и предназначении человека. На фоне данного представления добродетельный человек является личностью, которой на уровне черт характера и вытекающих из них поступков удалось совершенным образом реализовать себя в одной или во всех базовых сферах человеческого опыта. Для нравственной жизни, ориентированной на понятие Д., характерно слияние морального совершенствования и стремления к собственному подлинному благу. Именно в ее рамках основной целью морального субъекта становится достижение десубъективизированного счастья (в античных терминах – эвдемонии). Этики и моралисты античности предложили две основных модели взаимосвязи добродетели и счастья: добродетель тождественна счастью (является гарантированным путем его достижения) и добродетель выступает как необходимое, но недостаточное условие счастья. Вторая модель находится в очевидном противоречии с живым нравственным опытом. В новоевропейской этике Д. стала восприниматься как вторичное, выводное понятие: как индивидуальная предрасположенность к исполнению нормы или как индивидуальная готовность максимизировать полезность. Однако, начиная со втор. пол. XX в. в моральной философии возрождается интерес к этике Д., тем более, что живой нравственный опыт всегда сохранял опору на это фундаментальное этическое понятие. Наиболее известными каталогами Д. являются: кардинальные Д. (мудрость, справедливость, мужество, умеренность) и теологические Д. (вера, надежда, любовь). Моральная психология, связанная с понятием Д., не является бинарной. Между добродетелью и пороком существуют промежуточные положения. Это обстоятельство нашло отражение в классификации моральных характеров Аристотеля, которая наряду с порочным и добродетельным человеком включает воздержного и невоздержного. Воздержный человек, в отличие от добродетельного, не может избавиться от дурных влечений, но научился им не поддаваться. Адекватность и актуальность аристотелевской классификации моральных характеров подтверждается интересом современных этиков к исследованию различий между порочностью и слабостью воли (акразией).
Рекомендуемая литература
Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2000
Pincoffs E. Quandaries and Virtues: Against Reductivism in Ethics. Lawrence: University Press of Kansas, 1986
Slote M. From Morality to Virtue. Oxford: Oxford University Press, 1992
Hursthouse R. On Virtue Ethics. N.Y.: Oxford University Press, 1999
Выходные данные:
- Просмотров: 1124
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 11.10.2010
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Прокофьев Андрей Вячеславович
- профессор, доцент; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:Категории:Детализирующие понятия:
Античная философия; Модель; Мораль; Совершенное; Справедливость; Средневековая философия.
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия:
Буддизм; Восточная философия; Добро и 3ло; Мораль; Справедливость; Философия истории.