Добро
Добро - С помощью термина «Д.» обозначается совокупность положительно оцениваемых явлений, при допущении, что такая оценка носит не субъективный и относительный, а объективный и универсальный характер. На уровне оттенков смысла существует различие между Д. самим по себе и Д. в аспекте причастности к нему человека (добром для кого-то). В последнем случае может использоваться понятие «благо». Между Д. и благом существует потенциальный конфликт. Обсуждение Д. как блага выступает в качестве возможного источника партикуляризации и релятивизации Д., поскольку ведет к установлению зависимости оценок от субъективных особенностей оценивающего лица. Однако этот конфликт не является обязательным и непреодолимым. Для многих философов морали «благо (и блаженство)… есть только другая сторона Д., или другая точка зрения на него» (Вл.Соловьев). Д. в широком смысле слова сочетает в себе воплощение в человеческом существовании красоты, истинного знания о природе, человеке и обществе, религиозной веры, благочестивой жизни и итогового спасения. Д. в узком смысле указывает на совокупность явлений и событий, имеющих позитивное значение с точки зрения нравственного идеала (нравственное Д.).
Определение Д. наталкивается на существенные проблемы, известные уже в античности, но точно артикулированные в лишь XX в. Вторя сократовскому разоблачению попыток отвечать на вопрос о прекрасном самом по себе с помощью указаний на «нечто такое, что… прекрасно ничуть не больше, чем безобразно», английский философ Д.Э.Мур разработал систематическую критику отождествления Д. с естественными качествами (удовольствием, природной целесообразностью и т.д.) По его предположению, если устранить отождествление Д. и естественных качеств, то «Д. само по себе» придется признать первичным, простым, неразложимым понятием, не подлежащим определению и постигаемым исключительно с помощью интуиции. Менее пессимистичная перспектива в отношении определения добра складывается в том случае, если процесс приписывания таких характеристик как «хороший» и «плохой» понимается функционалистки (в связи с назначением определенного предмета). Нравственное добро будет в этом случае тождественно реализации цели или функции человека (А.Макинтайр). Онтологический статус Д. раскрывается с помощью трех основных описаний: 1) Д., наряду со злом, является самостоятельным бытийственным началом (дуализм); 2) Д. – единственное бытийственное начало, а зло – результат ущемления полноты Бытия и по отношению к Д. выступает как Небытие; 3) противоположность Д. и зла опосредствована абсолютным бытийственным началом, стоящим выше их противоположности (напр., Богом).
Рекомендемая литература
Карсавин Л.П. Добро и зло // Карсавин Л.П. Малые сочинения. М., 1994. С. 250-284, 344-361
Лосский Н.О. Условие абсолютного добра. М., 1991
Макийнтайр А. После добродетели Исследования теории морали. М.: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2000
Мур Дж.Э. Принципы этики. М.: Наука, 1984
Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М, 1988. Т.1.С.543-548
Шердаков В.Н. Добро и зло (очерк нравственной философии). М., 1992.
Выходные данные:
- Просмотров: 1256
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 08.10.2010
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Прокофьев Андрей Вячеславович
- профессор, доцент; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Карсавин Лев Платонович; Мур Джордж Эдвард; Соловьев Владимир Сергеевич;
Произведения:Малые сочинения; Оправдание добра; Принципы этики;
Категории:Детализирующие понятия:Античная философия; Зло; Идеал; Конфликт; Мораль; Прекрасное.
Ссылки сюда
Категории:
Аксиология; Философия права; Эстетика; Этика;
Детализирующие понятия:Добро и 3ло; Долг; Мировоззрение; Мораль; Мораль; Прекрасное; Свобода; Счастье.