Зарегистрироваться

Агенты и институты культуры

Категории Социология культуры и духовной жизни | Под редакцией сообщества: Социология

Агенты и институты культуры – субъекты культурной жизни, формирующие, координирующие и управляющие процессом ее протекания.

В агенты культуры включаются:

  1. только индивиды и группы, оказывающие личное, непосредственное воздействие на формирование культурного потенциала личности, создающих, оценивающих или распространяющих культурную продукцию;
  2. также учреждения, способствующие созданию, развитию, распространению, изменению, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов.

Тех и других, т.е. индивидов и учреждения именуют субъектами культуры. Нередко учреждения культуры выделяют в самостоятельную категорию и называют институтами культуры. Поскольку терминология в данном случае еще не устоялась, оба наименования следует считать в равной мере употребимыми.

Культурные институты

  1. учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности, академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры, и др.;
  2. устоявшиеся социальные практики, например, цензура. Как социальная практика цензура уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении истории она неоднократно меняла свои формы, оставляя неизменной главную функцию — идеологический (иногда моральный) контроль. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением.

К агентам культуры относят большие социальные группы, прежде всего этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, выступающие носителями субкультуры; малые социальные группы, в частности круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.; индивидов-писателей, музыкантов, меценатов, артистов, сказителей и т. д., создающих, распространяющих, исполняющих или спонсирующих художественные произведения; учреждения культуры (академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др.).

К агентам культуры и институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности, академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры, и др. Таково первое, но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшиеся социальные практики. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру может осуществлять один-единственный чиновник, уполномоченный государством отслеживать идеологическое направление литературы. В качестве цензора может выступать главный редактор, научный редактор и даже сам автор. Как социальная практика цензура уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении истории она неоднократно меняла свои формы, оставляя неизменной главную функцию – идеологический (иногда моральный) контроль. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой.

Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также  публичные библиотеки, школы и университеты также называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первых взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют  английских дворецких, промышленных инструкторов, институты опекунства, частного образования, гувернерства.

Малые социальные группы, в свою очередь, подразделяются на:

  1. добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей. К ним в первую очередь относятся творческие объединения типа союзы художников, писателей и композиторов;
  2. специализированные объединения и кружки, например кружок петрашевцев;
  3. круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, приверженцы определенного течения в искусстве, поклонники конкретного вида моды, приверженцы определенной религии (например, буддисты), религиозные секты и др.;
  4. культурные среды, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям;
  5. семья, в которой происходит первичная социализация и инкультурация человека.

 

Большие социальные группы подразделяются на:

  1. этносы  (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбы, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка;
  2. профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, краеведы, искусствоведы, краеведы, историки, этнографы, филологи, философы и физики, критики, цензоры, архитекторы, строители, реставраторы;
  3. непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например, зрители, читатели, поклонники;
  4. аудитории – читательскую, зрительскую, массовую, специализированную, газетно-журнальную, научную, популярную, молодежную, пожилую, женскую и т.д.

 

Особую категорию агентов культуры составляют вкладчики – люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп:

  1. создатели художественных произведений  –  поэты,  писатели, композиторы, художники;
  2. меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры;
  3. распространители  культурных  ценностей – издатели,  конферансье, лекторы, дикторы;
  4. потребители культурных ценностей – публика, аудитория;
  5. цензоры – литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил;
  6. организаторы – царь Петр, министр Фурцева и т.д.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.