Культура
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)– исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде, либо подчеркивали, что она – продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.
В зарубежной литературе выделяется несколько школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но ни одно из них не признано единственно верным. Люди, жившие в дописьменную эпоху, уже осознавали тот факт, что они отличаются друг от друга обычаями, речью и верованиями. Однако даже столь утонченные люди, какими были греки аристотелевского периода, не имели в своем распоряжении термина, эквивалентного нашему слову «культура». Его в научный оборот ввел Э.Тайлор – родоначальник английской антропологии. Он понимал под культурой совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений, приобретенных человеком как членом общества. Он внес окончательную ясность в понимание того факта, что культура – исключительная собственность людей.
Если поведение людей задано культурой, спрашивал родоначальник культурологии Л.Уайт, то чем же тогда определяется сама культура? Ответ очевиден. Культуру надо рассматривать как процесс sui generis, т. е. имеющий причиной самого себя. Иначе говоря, культурология, в отличие то других наук, изучает только такие культурные явления, которые порождены опять же культурными причинами, а социология культуры – социальными причинами. К примеру, атом нельзя понять, рассматривая лишь его компоненты. Атом — это система, которую следует понимать в терминах ее самой. Живую клетку нельзя рассматривать в терминах составляющих ее молекул, а биологический организм – в терминах клеточного вещества. Индивиды или организмы не выявляют свойств общества. Каждый тип системы существует в терминах собственной структуры и функционирования, в терминах собственных принципов и законов. Люди и общества суть социокультурные системы, они, как и прочие системы, должны рассматриваться в собственных терминах.
В социологии культуры понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях. Во-первых, под К. подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающееся производством и распространением духовных ценностей. Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др. В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении убранное, чистое пространство.
«Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культура противопоставляется бескультурью– отсутствию культуры. Понятие «культура» мы прилагаем к самым разным явлениям: «культурный человек», «культура общения», «культура труда», «художественная культура», «физическая культура», «культура поведения», «политическая культура», «министерство культуры», «культура быта» и т.п. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из ХУ111 в., по существу, уравнивает «культурность» с «воспитанностью» и «цивилизованностью». Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры. В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры – понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в ХУ111–Х1Х вв. для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас, например, с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.
Хотя слово «культура» впервые было зафиксировано еще в «Карманном словаре иностранных слов» Н.Кириллова (1845), однако широкого распространения в России в сер. ХIХ в. оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу понятия «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С.Пушкин, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, а И.В.Киреевский в «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 1860-е гг. новый термин входит в русские словари, а в 1880‑е гг. утверждается в научной и художественной литературе. Интересно, что в европейских языках – немецком, английском и французском – слово «культура» поначалу служило сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в филосовской, научной и художественной литературе употреблялось скорее как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда слово «культура» проникло вместе с переводными книгами, оно поначалу относилось к сельскому хозяйству.
В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий просветитель И.К.Аделунга, выпустивший в 1782 книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И.Г.Гердера (1744–1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил наряду с культурой в единственном числе употреблять культуры во множественном, подчеркивая тем самым несводимость, уникальность различных национальных культур.
В европейский научный оборот понятие «культура» входило очень медленно. В конце ХVIII в. оно имело два оттенка: первый – господство над природой с помощью знания и ремесел, второй – духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант (1724–1804) и Гегель (1770–1831), почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином Bildung (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался словом, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств. В ХХ в. антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира – система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.
В широком смысле под культурой понимают любые явления, обычаи или институты, существующие в современном обществе. Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм — все это порождено человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить их к сфере культуры? Если культура по определению состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак не укладываются в понятие культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием выступают человек, мера его развития. И тогда культура – только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
Под разным углом зрения культуру в целом либо ее отдельные стороны изучают философия культуры, эстетика, этика, педагогика, искусствознание, литературоведение, архитектура, музыка, социология, социология культуры, социология труда, социология города, социальная психология, культурология, культурная антропология, социальная антропология, психологическая антропология, археология, этнография, этнология (рис. 1.).
Рис. 1. Науки, изучающие культуру
Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний.
Выходные данные:
- Просмотров: 37
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 08.10.2010
- Версий: 17 , текущая: 17
- Статус: пользовательская
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
- Редактор
Ссылки отсюда
Персоны:
Гегель Георг; Кант Иммануил; Уайт Лесли Агнюс;
Категории:Археология; Архитектура; Культурология; Литературоведение; Музыка; Педагогика; Социальная антропология; Социология; Социология культуры и духовной жизни; Философия культуры; Эстетика; Этика; Этнография; Этнология;
Детализирующие понятия:Ссылки сюда
Категории:
Арт-рынок; Исследование планет Солнечной системы; Социальная философия; Социология культуры и духовной жизни; Технические науки; Экономическая теория;
Детализирующие понятия:Археография; Возникновение и становление арт-рынка; Интеллектуальная история; Историческая концепция; Исторические условия существования российского государства и права (определяющие факторы); Культурная динамика; Культурная политика и политическая культура; Культурная статика; Культурная стратификация; Маркетинг в сфере культуры; Ментальность; Методология истории экономических учений; Миф; Модели культурного человека; Музыкальная критика; Музыкальная этнография; Натурализм; Общественно-культурная среда; Постмодернизм; Система исполнительной власти Российской Федерации; Техника; Традиции государственности; Футурология; Христианство; Цивилизация; Эмпирические исследования культуры в России; Этничность; Этнос; Юридическое лицо.