Зарегистрироваться

Гроций Гуго

Категории Философия права · История международных отношений и внешней политики | Под редакцией сообщества: Философия

Гроций Гуго

философ права, юрист, государственный деятель, поэт; сторонник концепции естественного права, основоположник концепции международного права

философ права, юрист, государственный деятель, поэт; сторонник концепции естественного права, основоположник концепции международного права

Настоящее имя:
Де Гроот Гуго
Год рождения:
1583
Годы жизни:
1583 — 1645
Место рождения:
г. Дельфт, Нидерланды
Место смерти:
г. Росток, Германия
Разделы каталога:

Гуго Гроций (лат. Hugo Grotius) или Гуго де Гроот (нидерл. Hugo de Groot или Huig van Groot, Дельфт, 10 апреля 1583 года — Росток, 28 августа 1645 года) — голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы науки международного права, основываясь на естественном праве.

Родился в Делфте (Голландия) в старинной, уважаемой семье 10 апреля 1583. В детстве отличался удивительными способностями. Восьмилетним мальчиком Гроций уже писал латинские стихи. В пятнадцать лет поразил французский двор умом и эрудицией; король Генрих IV назвал его «голландским чудом». С одиннадцати лет Гроций изучал классическую литературу и философию в Лейденском университете; в 1599 Орлеанский университет удостоил его степени доктора права. Допущенный к юридической практике в 16 лет, он никогда ею не занимался. Позже он был назначен официальным историографом Государства Голландия. В 1604 году он впервые обратился к исследованию проблем международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.В 1607–1613 гг. занимал ответственный пост генерального казначея провинций Голландия, Зеландия и Фрисландия, а затем был пенсионарием в городском совете Роттердама.

 Гуго Гроций казался замешанным в религиозный конфликт. Будучи одним из ближайших друзей и сподвижников канцлера Ольденбарвельде — вождя партии арминиан, которые вели борьбу с гомаристами и поддер­живавшим их наместником Морицем Оранским. Эта борьба велась во­круг вопроса о пределах религиозной свободы и права государства вмешиваться в дела веры. Арминиане выступали против крайностей кальвинизма. Они были сторонниками, хотя и умеренными, свободы вероисповеданий. Перипетии этой борьбы привели Ольденбарвельде на эшафот, а Гроция (в 1619 г.) — в замок Левенстайн, приговоренного к пожизненному тюремному заключению.

В 1621 Гроций вместе с женой, Марией ван Регерсберг, дочерью бургомистра Вере, бежал из крепости Лёвенстейн во Францию. Здесь он написал несколько книг о религии и праве, в том числе знаменитый трактат Об истине христианской религии. В книге раскрывается Гроций-поэт. Латинская работа была впервые опубликована в 1627 году по названием «De veritate religionis Christianae». Это был первый Протестантский труд на тему Христианской апологетики, он состоял из шести книг.

Многие ремонстранцы в изгнании начали возвращаться в Нидерланды, но Гроцию, который отказался принести извинения, поскольку это означало бы признание вины, отказали в репатриации, несмотря на его многочисленные просьбы. В 1634 году он получил предложение поступить на службу Швеции в качестве посла во Франции. Шведский король Густав II Адольф, назадолго до этого события погибший в битве при Лютцене, был большим почитателем Гроция, и поэтому глава его правительства, регент Швеции при малолетней королеве Христине Аксель Оксеншерна очень хотел, чтобы Гроций служил Швеции. Гроций принял предложение и поселился в дипломатическом представительстве в Париже, которое оставалось его домом до его ухода со службы в 1645 году. Затем он прибыл в Стокгольм и просил отставки у королевы. Во время обратного пути через Балтийское море, корабль на борту которого находился Гроций потерпел кораблекрушение. Его прибило к берегу около города Росток. Гроций, заболевший и измученный, умер 28 августа 1645 года

Первая крупная работа Гроция «Свободное море» («Mare liberum», 1609) защищала принцип свободы морей, что соответствовало интересам Голландии, ставшей в то время крупной морской державой и сталкивавшейся с притязаниями Англии и Испании на господство в океане. В своем наиболее известном сочинении "О праве войны и мира" (1625) Гроций исследует вопросы международного, гражданского, уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройства. Гроций делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем античные и средневековые мыслители. По Гроцию, естественное право истинно само по себе и потому существует независимо от воли божьей; в ходе исполнения его принципов (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».

Философ стоял у истоков формирования так называемого "юридического мировоззрения". Он провел разграничение между наукой права и политики, подчеркнув, что предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки - целесообразность и польза в общественных отношениях. Гроций видел свою главную задачу именно в научной разработке юриспруденции и правовой трактовки всей социально-политической проблематики.

Учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и форм права оказало существенное влияние на все дальнейшее развитие политической и правовой мысли. Светская рационалистическая политико-правовая концепция Гроция заложила фундамент современной теории государства и права, теоретические основы "юридического мировоззрения".

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.