Эволюционизм
Эволюционизм представляет собой одно из направлений культурной антропологии, заключающееся в разработке теоретической модели необратимых культурных изменений, называемой эволюцией, или развитием. Основные положения эволюционистской концепции включают идеи психического единства человека, направленности движения человеческого общества и культуры от простого к сложному, закономерности культурного развития, общественного прогресса и др. Культура в рамках эволюционистской концепции рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению[i].
Один из основателей эволюционистского направления британский антрополог Э.Б.Тайлор (1832-1917) отстаивал две неразрывно связанные между собой идеи: идею причинной обусловленности явлений культуры и идею развития. Ученый исходил из того, что принцип причинной обусловленности явлений, господствующий в природе, применим и к рассмотрению культуры. «Изучая различные обычаи и воззрения, – отмечал Тайлор, – мы неизменно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явлений человеческой культуры, в действии законов закрепления и распространения, сообразно которым эти явления становятся устойчивыми, характерными элементами общественной жизни на определенных стадиях культуры»[ii]. По мнению Тайлора, причинно-следственная связь действует даже в такой области, как мифология. Всякое систематическое изучение мифологии обнаруживает в этих порождениях фантазии последовательный переход от одной стадии к другой и в то же время однообразие результата вследствие однообразия причины. Из признания причинно-следственной связи вытекали вполне определенные требования к этнографическому исследованию. Признавая эти требования, Тайлор подчеркивал, что всегда бывает опасно отрывать какой-либо обычай от связанных с ним событий прошлого, относиться к нему как к изолированному факту. Великой задачей рациональной этнографии он считал исследование причин, породивших явления культуры, и законов, которым эти явления подчинены. В качестве предпосылки решения этой задачи он видел выработку схемы развития культуры.
Второй важной идеей, которую выдвигал и отстаивал Тайлор, была идея развития. Тайлор рассматривал культуру в развитии. Различные ступени культуры, по его мнению, могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и, в свою очередь, играет известную роль в формировании будущего. Рассматривая развитие человеческого общества, Тайлор выделял три основные стадии в этом развитии: дикость, варварство и современную цивилизацию. Общей тенденцией культуры от первобытных до новейших времен он признавал движение от дикости к цивилизации. При этом современные дикие общества он приравнивал к состоянию первобытного общества. «С идеальной точки зрения, – подчеркивал Тайлор, – на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека»[iii]. Ученый исходил из того, что вообще цивилизованный человек не только умнее и способнее дикаря, но и лучше и счастливее его и что варвар в этом отношении стоит в середине между ними. Из размышлений Тайлора о развитии культуры вытекали требования к деятельности ученого, изучающего культуру. Эти требования назывались им основным принципом этнографического исследования, под которым понимались утверждения об одинаковости тенденций в развитии культуры во все времена существования человеческого общества и возможности судить о доисторическом развитии культуры по тому развитию культуры, которое нам известно из истории.
Таковы важнейшие идеи эволюционистского учения Тайлора. Эволюционизм имел большое значение для развития социальной и культурной антропологии, он способствовал познанию явлений культуры, общества и человека. Но в то же время он имел определенные пределы, которые тормозили познавательный процесс. Новые данные антропологических исследований не всегда вписывались в систему эволюционизма. Особенно часто подвергалась критике идея однолинейности общественного и культурного развития. Новые школы и направления в социальной и культурной антропологии получили антиэволюционистскую направленность. Однако во второй половине ХХ века основные идеи эволюционизма возродились вновь. Новое направление получило название неоэволюционизма.
Выходные данные:
- Просмотров: 6
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 01.10.2010
- Версий: 8 , текущая: 8
- Статус: пользовательская
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Бажуков Владимир Иванович
- доцент; доктор культурологических наук
- Редактор
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
История философии; Политическая философия; Философия истории; Философия религии;
Детализирующие понятия:Детерминизм; Единство мира; Натурализм; Развитие; Эволюционная эпистемология.