Зарегистрироваться

Эволюционизм

Категории Культурная антропология | Под редакцией сообщества: Культурология

Эта версия статьи от 01 Октябрь 2010 15:41, редактировал Бажуков Владимир Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Эволюционизм представляет собой одно из направлений культурной антропологии, заключающееся в разработке теоретической модели необратимых культурных изменений, называемой эволюцией, или развитием.  Основные положения эволюционистской концепции включают идеи психического единства человека, направленности движения человеческого общества и культуры от простого к сложному, закономерности культурного развития,   общественного прогресса и др. Культура в рамках эволюционистской концепции рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению[1].

Один из основателей эволюционистского направления британский антрополог Э.Б. Тайлор (1832-1917) отстаивал две неразрывно связанные между собой идеи: идею причинной обусловленности явлений культуры и идею развития. Ученый исходил из того, что принцип причинной обусловленности явлений, господствующий в природе, применим и к рассмотрению культуры. «Изучая различные обычаи и воззрения, – отмечал Тайлор, – мы неизменно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явлений человеческой культуры, в действии законов закрепления и распространения, сообразно которым эти явления становятся устойчивыми, характерными элементами общественной жизни на определенных стадиях культуры»[2]. По мнению Тайлора, причинно-следственная связь действует даже в такой области, как мифология. Всякое систематическое изучение мифологии обнаруживает в этих порождениях фантазии последовательный переход от одной стадии к другой и в то же время однообразие результата вследствие однообразия причины. Из признания причинно-следственной связи вытекали вполне определенные требования к этнографическому исследованию. Признавая эти требования, Тайлор подчеркивал, что всегда бывает опасно отрывать какой-либо обычай от связанных с ним событий прошлого, относиться к нему как к изолированному факту. Великой задачей рациональной этнографии он считал исследование причин, породивших явления культуры, и законов, которым эти явления подчинены. В качестве предпосылки решения этой задачи он видел выработку схемы развития культуры.

Второй важной идеей, которую выдвигал и отстаивал Тайлор, была идея развития. Тайлор рассматривал культуру в развитии. Различные ступени культуры, по его мнению, могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и, в свою очередь, играет известную роль в формировании будущего. Рассматривая развитие человеческого общества, Тайлор выделял три основные стадии в этом развитии: дикость, варварство и современную цивилизацию. Общей тенденцией культуры от первобытных до новейших времен он признавал движение от дикости к цивилизации. При этом современные дикие общества он приравнивал к состоянию первобытного общества.  «С идеальной точки зрения, – подчеркивал Тайлор, – на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека»[3]. Ученый исходил из того, что вообще цивилизованный человек не только умнее и способнее дикаря, но и лучше и счастливее его и что варвар в этом отношении стоит в середине между ними. Из размышлений Тайлора о развитии культуры вытекали требования к деятельности ученого, изучающего культуру. Эти требования назывались им основным принципом этнографического исследования, под которым понимались утверждения об одинаковости тенденций в развитии культуры во все времена существования человеческого общества и возможности судить о доисторическом развитии культуры по тому развитию культуры, которое нам известно из истории.

Таковы важнейшие идеи эволюционистского учения Тайлора. Эволюционизм имел большое значение для развития социальной и культурной антропологии, он способствовал познанию явлений культуры, общества и человека. Но в то же время он имел определенные пределы, которые тормозили познавательный процесс. Новые данные антропологических исследований не всегда вписывались в систему эволюционизма. Особенно часто подвергалась критике идея однолинейности общественного и культурного развития. Новые школы и направления в социальной и культурной антропологии получили антиэволюционистскую направленность. Однако во второй половине ХХ века основные идеи эволюционизма возродились вновь. Новое направление получило название неоэволюционизма.

Ссылки

  1. Орлова Э.А. Эволюционизм // Культурология. ХХ век. Словарь – СПб.: Университетская книга, 1997. –  С.542-543.  ↑ 1
  2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989. – С.26.  ↑ 1
  3. Тайлор Э.Б. Указ. соч. – С.36.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.