Чалмерс Дэвид
Чалмерс Дэвид
философ-аналитик, директор Центра сознания и профессор Австралийского национального университета.
- Год рождения:
- 1966
- Место рождения:
- Австралия
Чалмерс (Chalmers) Дэвид (род. 21.04.1966) – австралийский аналитический философ, автор концепции «натуралистического дуализма», оказавший значительное влияние на философию сознания и философию языка. Получил математическое образование в университете Аделаиды. Продолжил обучение в Оксфорде, но затем переориентировался на философию и переехал в США. Защитил докторскую диссертацию «На пути к теории сознания» в 1993 г. в Университете Индианы под руководством Д. Хофштадтера. Работал в Вашингтонском университете (Сент-Луис) в 1993–1995 гг. и в Калифорнийском университете (Санта–Круз) в 1995–1998 гг. С 1999 по 2004 был профессором Университета Аризоны. С августа 2004 г. – профессор Австралийского национального университета в Камберре и директор Центра сознания при этом университете. В последние годы также работает в Нью-Йоркском университете. В 1995 г. в статье «Навстречу проблеме сознания» сформулировал «трудную проблему сознания» – почему функционирование мозга сопровоздается сознательным опытом? – и противопоставил ее «легким проблемам», связанным с изучением когнитивных функций. В книге 1996 г. «Сознающий ум: в поиске фундаментальной теории» Чалмерс намечает пути решения «трудной проблемы». Доказывая нередуцируемость сознательного опыта к физическим процессам с помощью мысленного эксперимента «зомби» и др. доводов, он вместе с тем не исключает того, что сами физические процессы являются чем-то несамодостаточным и требующим ментальной основы. Чалмерс также утверждает, что, независимо от истинности этой гипотезы, можно показать неразрывную связь сознательного опыта и функционирования определенных физических систем. С помощью ряда мысленных экспериментов – «блекнушие квалиа», «скачущие квалиа» и др. – он доказывает, что сознательный опыт связан не с материальной стороной его обладателя, а с его функциональной организацией. В любой материальной системе, в которой имеет место более или менее сложное внутреннее опосредование внешних данных и данных на выходе, т. е. где происходит обработка информации, можно, считает Чалмерс, допускать присутствие сознания. Работы Чалмерса вызвали многочисленные отклики. Полемизируя со сторонниками теории тождества ментального и физического, еще в «Сознающем уме» он разработал аппарат двумерной семантики, предназначенный для того, чтобы отвести возможный тезис о том, что ментальное и физическое связаны метафизической необходимостью в крипкеанском смысле. Суть двумерное семантики состоит в выделении двух уровней значения у терминов, которые обычно считаются жесткими десигнаторами. Обособление этих уровней, по мнению Чалмерса, позволяет защитить интуицию концептуальной обособленности физикалистских и понятий и ментального словаря.
Соч.: The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. N.Y., 1996; Facing Up to the Problem of Consciousness // Explaining Consciousness – The “Hard Problem”, ed. by J. Shear. Cambridge MA, 1997. P. 9–30; Moving Forward on the Problem of Consciousness // Explaining Consciousness – The “Hard Problem”. P. 379–422.
Выходные данные:
- Просмотров: 2666
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 30.09.2010
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:

- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия:
Искусственный интеллект; Проблема сознание-тело; Трансцендентализм; Философские зомби; Эпифеноменализм.
Авторские произведения: Чалмерс Дэвид
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Сознающий ум |
1993 |
![]() |
— | |
![]() Систематическое исследование «трудной проблемы сознания», оказавшее большое влияние на положение дел в современной философии сознания.
|