Зарегистрироваться

Бурдье Пьер

Категории Социология · Социальная структура, социальные институты и процессы · Социология культуры и духовной жизни · Онтология | Под редакцией сообщества: Социология

Бурдье Пьер

социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля, теории габитуса

социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля, теории габитуса

Настоящее имя:
Год рождения:
1930
Годы жизни:
1930 — 2002
Место рождения:
д. Денгин, Франция
Место смерти:
Париж, Франция
Разделы каталога:

Бурдье (Bourdieu) Пьер (1930-2002) – выдающийся французский социолог, философ, культуролог.

Родился в деревне на границе с Испанией, в семье почтового чиновника. Окончив в 1955 г. Высшую педагогическую школу, преподавал философию в лицее Мулена, в 1958 г. уехал в Алжир, где продолжил преподавательскую работу и начал социологические исследования. Из Алжира переехал в Лилль, а потом в Париж, где в 1964 г. стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе. В 1975 г. основал и возглавил Центр европейской социологии, а также журнал «Ученые труды в социальных науках», который наряду с «Французским социологическим журналом» считается ведущим социологическим изданием Франции. В 1981 г. избран действительным членом Французской академии и стал заведующим кафедрой социологии в Коллеж де Франс.

Его жизнь – попытка соединить карьеру ученого-социолога и интеллектуала-практика. В мае 1968 г. Бурдье поддерживал студентов, в середине 1990-х годов стал пламенным защитником безработных, активно разоблачал экономические доктрины неолиберализма и идеологию глобализации. Он проделал творческую эволюцию от философии к антропологии, а затем к социологии. Не удивительно, что важное значение имеет этическая сторона его учения, стремление построить справедливое, основанное на республиканских ценностях общество.

Центральные идеи его теоретической концепции — социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус.

Социальное пространство представляет собой ансамбль разного типа социальных полей – религиозных, экономических, этнических, политических, культурных. Социальное поле – многомерное пространство позиций, в котором любая позиция, в свою очередь, представляет опять таки многомерную систему координат, значения которых коррелируют с соответствующими переменными. В качестве переменных могут выступать различные виды капитала – экономического, социального, культурного (символического).

Общество представляет совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых имеет специфические типы власти. Отдельные агенты, группы агентов, классы и сферы общества (политическая, экономическая, религиозная и др.), выделенные по определенным свойствам, составляют субполя в социальном пространстве. Если эти свойства рассматриваются динамически, как социальные действия и взаимодействия, то субполя превращаются в поля силы. Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики и через них влияют на изменение социальной структуры. Каждому полю или субполю соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в нем как власть или как ставка в игре. Соотношение сил между социальными агентами в каждом субполе определяется композицией видов капитала. Субполя, как части единого социального поля, неравны между собой, они выстроены в иерархическом порядке таким образом, что социальный агент, занимающий вершину в одном субполе, окажется у подножья в другом.

Классы понимаются как группы агентов, различающиеся не только экономическим положением, но также стилем жизни. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих эко­номический, политический, религиозный, культурный «капитал», каждая из которых стремится мобилизовать поле власти в собственных интересах. На основании эмпирических исследований приходит к выводу о классовом характере культуры, искусства, образования.

Если социальное пространство структурировать по субъективному признаку, то на первый план выступит габитус. Габитус – система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агентов, их представления; функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. В нем воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Габитус позволяет агенту ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события и ситуации.

Социология Пьера Бурдье носит глубоко критичный характер. Его парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальности, но и на саму социологию как инструмент познания социального мира.

Произведения Бурдье (26 монографий и десятки статей)[1] по методологии социального познания, стратификации общества, социологии власти и политики, образования, искусства и массовой культуры, этнографическим исследованиям переведены на все европейские языки. По силе воздействия на свою эпоху П. Бурдье сравнивают с Ж.-П. Сартром и считают самым крупным социологом современности.

Ссылки

  1. Bourdieu, Pierre. Distinction. A Social Critique of the Judgment of Taste / Trans. R. Nice. Cambridge: Harvard University Press. 1984; Bourdieu, Pierre. In Other Words: Essays Towards a Reflexive Sociology / Trans. R. Nice. Cambridge: Polity Press. 1990; Bourdieu, Pierre. Outline of a Theory of Practice / Trans. R. Nice. Cambridge: Cambridge U. P., 1977. На рус. языке: Бурдье П. Начала / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994; Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993; Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, Е.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесловие Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.