Зарегистрироваться

Конституционализм

Категории Философия права | Под редакцией сообщества: Философия

Конституционализм – 1) совокупный образ, идея ограничения выборными общественными институтами единоличной или клановой власти на основе юридически оформленного и легитимно установленного закона; 2) политико-правовая теория, обосновывающая возможность и необходимость установления конституционного строя; 3) деятельность государственных лиц, политических групп, партий или движений по реализации определенных конституционных идей и проектов.

Конституционализм как в теоретическом, так и практическом аспектах исходит из таких базовых демократических принципов и ценностей как идея господства права в общественной жизни, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, подчиненность институтов власти интересам народа. Появление самой конституционной идеи, а также первые практические опыты ее реализации относятся к достаточно ранним этапам развития государств. Фундаментальное теоретическое обоснование эта идея получает в XVII-XVIII вв. в западноевропейской (в основном, в английской и французской) политической и философской мысли.

В основе этого теоретического обоснования лежала идея естественного права, которая, в свою очередь, постулировала два базовых положения для устройства государственной жизни: 1) постулат о равенстве всех граждан перед законом (направлено против феодальных сословных различий и привилегий) и 2) постулат о народе как единственном источнике власти, о народном суверенитете (направлено против средневековой догмы о божественном происхождении монархической власти). Из этих исходных постулатов вытекали другие положения и принципы конституционализма

Конституционный порядок в государстве обеспечивается существованием органов (или ветвей власти), независимых друг от друга и равноценных по своему правовому статусу (принцип разделения властей, подразумевающий в своей классической модели существование трех независимых ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Тем самым, достигалось ограничение власти путем ее разделения, рассредоточения.

Важнейшим для конституционализма является и вопрос о механизме формирования властных органов. Власть народа в конституционным государстве обеспечивается через выборных представителей в государственных органах и органах местного самоуправления. Ключевыми в данной формуле являются слова «власть народа», ибо речь идет не о выборном представительстве как таковом (различные формы такого представительства существовали в самых разных общественных системах). В своей идеальной форме в конституционных государствах предполагается представительство всего народа, основанное на всеобщем политическом равенстве, выражающимся прежде всего во всеобщем избирательном праве – праве каждого гражданина избирать и быть избранным. Конечно, такие права не могут иметь абсолютный характер, хотя бы в силу естественных ограничений: возраст, дееспособность, оседлость и т.д. Но они могут и должны максимально приближаться к этому абсолюту.

На различных (особенно первоначальных) исторических этапах развития конституционных государств, представительство всего народа имело очень условный характер, так как оно (это представительство) ограничивалось разными экономическими и социальными цензами – имущественным, образовательным, половым и т.д. Реализацией данных принципов достигалось ограничение власти путем постановки ее в зависимость от воли народа, общества.

Для того, чтобы действовали первые два условия в конституционном обществе законодательным образом провозглашаются и закрепляются основные права и свободы человека: 1) право собственности; 2) право собраний и союзов (партий); 3) право свободного высказывания мнений в устной и печатной форме (право голоса, печати); 4) право передвижений; 5) право выбора вероисповеданий, бытовой культуры и другие. Это означало ограничение власти (как целого) путем установления незыблемых параметров прав и свобод каждой личности (как части).

По мере распространение идеи и практики конституционализма в XIX-ХХ в. в мире (особенно в Латинской Америке, Африке и Азии), его изначальные постулаты и принципы существенно дополнялись и приспосабливались к специфическим политическим и социальным условиям различных стран и регионов мира.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.