Зарегистрироваться

Правовое государство

Категории Философия права | Под редакцией сообщества: Философия

Правовое государство — идея государства, основанная на двух предпосылках: суверенитете народа и признании личности приоритетной в праве, норме, служащей нравственным основанием в обществе и абсолютной санкцией в законодательстве. Суть правового государства — в ограничении воли государства, его связанности правом и подчинении справедливому и общезначимому праву; в соблюдении норм, которыми государство связывает подвластных. Признанием подзаконности и ограниченности своей власти государство свидетельствует о существовании недосягаемой для его притязаний и неотчуждаемой ни при каких условиях области. Такой областью является внутренний мир человека, его неотъемлемые мотивы, устремления, идеи, понимаемые в качестве изначальных социально-политических, экономических, гражданских, религиозных и других прав, закрепленных в конституции или "запечатленных в сердцах" граждан и гарантируемых монархом Божьей милостью.

О проявлении принципов правового государства на практике можно судить по тому, насколько государство склоняется перед властью права и признает его руководящим началом своей жизни и насколько оно отказывается от своей исключительности и замкнутости, подчиняется высшему принципу международного общения, допускает и признает права других государств и народов. Наличие и признание государством постоянных элементов существующего правопорядка находит воплощение в конституциях и конституционных гарантиях. В противном случае государство правовым не является.

В числе мыслителей, обосновавших учение о правовом государстве, были Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Дж.Локк и Т.Гоббс, Дж.Мильтон и С. Пуфендорф, И.Кант и Гегель и др. В РоссииА.Н.Радищев, М.М.Сперанский, Н. И. Новиков, Б.Н.Чичерин, П.И.Новгородцев, Л.И.Петражицкий, Б.А.Кистяковский и др.

Основные положения концепции правового государства таковы:

1) Верховная власть едина и неделима в том смысле, что она не должна и не может допускать другой власти, стоящей над нею или рядом с нею. Однако она имеет свою границу.

2) Права личности, охраняющие жизнь человека и его свободу "мысли и совести" от возможных бюрократических злоупотреблений, неотчуждаемы. Это и есть идея суверенитета народа и личности (верховная власть всегда имеет свою границу, очерченную правами граждан).

3) Между народом, личностью и государством существует договор о правах на жизнь, свободу и независимость, подкрепленный "народовластием и парламентаризмом" в конституции.

4) Гарантией выполнения договора и реализации прав является разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной). Власти должны быть строго разграничены, чтобы не пострадал суверенитет народа и личности. Законодатели не должны быть одновременно и исполнителями закона, а законодательное собрание - временный орган народной власти;

5) Реализован принцип децентрализации в социально-экономической и культурных сферах. Защиту прав граждан берут на себя демократические организации (гражданские и политические), которые становятся посредниками между центральной властью и различными слоями общества, представляя интересы последних. При этом государство не отказывается от власти.

6) Свобода печати.

7) Отделение суда от администрации. Законодательной власти нельзя предоставлять исполнение изданных ею законов; это было бы для нее большим соблазном. Именно здесь коренится опасность того, что Токвиль называл "демократическим деспотизмом", а Новгородцев — "деспотизмом парламента".

Единое право, одинаково обязательное для всех, господствующее над сильными и слабыми, в правовом государстве требует единой власти. Единство власти предполагает способность граждан свободно принимать собственные решения, наличие в обществе инакомыслия, сопряженного с принятой в стране конституцией. Без этого политические и иные решения государства неплодотворны, а власть и страна перестают быть единой, распадаются.

Внутренние разногласия и непримиримое соперничество элит могут разрушить внешнее единство государства, тогда как внутреннее единство, допуская внешние расхождения во мнениях, но будучи подзаконным, приводит к сотрудничеству самых разных слоев общества в деле государственного благополучия, а не в узкофракционной борьбе партий за власть. Принцип законности, господство знающих в управлении государственно-административными делами чиновников, регулярно подтверждающих собственную компетентность и профессионализм с помощью специальной системы аттестации и экзаменов, подчинение им всех остальных – также свидетельствует о наличии в обществе правового государства. Государство – это не только средство классового подавления, но и средство классового согласия. В противном случае его существование в истории просто необъяснимо. Только в рамках правового государства возможны любые социальные улучшения, в основе которых не утопия земного рая, превращающая жизнь в ад и ведущая граждан к нравственному вырождению, а идеал единства социально-политического реализма и божественных начал человеческого духа.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.