Зарегистрироваться

Всероссийский центр изучения общественного мнения

Категории Методология социологии | Под редакцией сообщества: Социология

Адрес организации:
119072, г. Москва, Болотная набережная, дом 7, стр.1
Телефон:
(495)748-08-07
Факс:
(495)748-08-07
Электронная почта:
web@wciom.com
Сайт:
http://wciom.ru/
Время работы:

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - старейшая и наиболее известная в России организация, занимающаяся маркетинговыми, социальными и политическими исследованиями на базе регулярных массовых опросов. Создан в 1987 г.

Всероссийский (до 1992 года - Всесоюзный) центр изучения общественного мнения создавался на волне перестройки и в эпоху гласности. По существу он стал символом и рупором новой демократической эры, ее информационным выражением, интеллектуальным лицом. У истоков ВЦИОМа стояли три выдающихся социолога: Б.А.Грушин, Т.И.Заславская и Ю.А.Левада.

В 1988 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС "О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества", согласно которому социология приобрела права самостоятельной науки. Несколько ранее в декабре 1987 г. было подписано Постановление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР "О создании Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам", во главе которого стала академик Т.И. Заславская.

Сразу же ВЦИОМ занял одно из ведущих мест в отечественной социологии. "От мнений - к пониманию" - такой лозунг взят коллективом на вооружение, постоянно напоминая о необходимости следовать лучшим традициям социо­логической мысли.

C 1992 г. до 2003 г. центром руководил проф. Ю.А.Левада. В 1998 г. ВЦИОМ был перерегистрирован как государственное унитарное предприятие, в 1999 г. Центру был присвоен статус научного учреждения, а в 2003 г. ФГУП ВЦИОМ был преобразован в ОАО со 100% -ной госсобственностью. Управляющий органом ВЦИОМ стал Совет директоров, куда вошли представители Минимущества, Минтруда и президентской администрации.

ВЦИОМ - крупнейшая в России исследовательская организация, занимающаяся социально-экономическими, социально-политическими исследованиями, а также маркетинговыми исследованиями на базе массовых опросов населения, опросов экспертов и элит, углубленных интервью и фокус-групп и других методов. Центр обеспечивает полный технологический цикл проведения исследовательских работ - от разработки концепции исследования и его инструментов до аналитических отчетов и презентации результатов исследования заказчику.

Структура и сотрудники. Центральный офис ВЦИОМ находится в Москве. Филиалы компании работают во всех 7 федеральных округах страны. В московском офисе компании работает более 70 специалистов в области социологии, маркетинга, политологии, финансов, психологии, статистики. Руководит Центром В.Фёдоров. Среди сотрудников компании — доктора и кандидаты наук, выпускники ведущих российских и зарубежных ВУЗов (Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов, Венской и Московской дипломатических академий, Высшей школы экономики и др.). Собственная сеть интервьюеров насчитывает около 5000 человек.

Ведущие департаменты компании включают:

  • Дирекция по развитию
  • Дирекция по коммуникациям
  • Управление социально-политических исследований
  • Отдел политических исследований
  • Отдел социальных исследований
  • Управление исследований для бизнеса
  • Исследования ВЦИОМ

На региональном и общефедеральном уровнях, на постсоветском пространстве и в странах «дальнего зарубежья» ВЦИОМ проводит исследования по 3 основным направлениям:

  • политика (электоральные исследования, мониторинг удовлетворенности властью),
  • социальная сфера (образование, медицина, семья, жилищно-коммунальные услуги, борьба с коррупцией),
  • бизнес (финансы и страхование, рынок недвижимости, развитие товарных и корпоративных брендов, развитие корпоративной репутации, экспертиза товарных знаков, рынок информационных технологий, медиаизмерения, индустрия спорта, автомобильный рынок) и т. п.

ВЦИОМ регулярно выступает в роли координатора и исполнителя международных исследовательских проектов для зарубежных и российских заказчиков — как в России, так и за рубежом, среди которых, UNDP, US State Department, NATO и др. С 2004 г. Центр активно участвует в построении системы регулярных социологических исследований на постсоветском пространстве (в рамках деятельности агентства «Евразийских монитор», одним из учредителей которого является ВЦИОМ — наряду с социологическими службами других бывших республик Советского Союза).

Большинство сотрудников ВЦИОМ прошли стажировку в ведущих исследовательских центрах Западной Европы и США. Четыре ведущих специалиста являются членами ESOMAR (Европейское общество исследователей общественного мнения и рынка).

Еженедельно проводятся опросы населения по общероссийской репрезентативной выборке (1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России). За время своей работы ВЦИОМ провел более тысячи массовых опросов, в ходе которых было опрошено более 2 млн человек.

В своей работе ВЦИОМ использует широкий спектр исследовательских техник, представленных в социологической практике. Это личные интервью, телефонные интервью, фокус-группы, углубленные интервью, опросы экспертов, тесты продукции, упаковки и рекламы, дневниковые исследования, аудит розничной торговли и др.

ВЦИОМ обладает специализированной программой построения выборок, которые охватывают всю Россию. В ее основе - данные государственной статистики за текущий год и обширные базы проведенных ранее исследований. Для минимизации эффекта смещения выборки, неизбежно возникающего в ходе полевых работ, используется специально разработанная программа взвешивания данных

Разовые (специальные) исследования включают от 10 до 100 вопpосов по общеpоссийской, pегиональной pепpезентативной или напpавленной выбоpке в сpок от 10 до 45 дней. Hаиболее опеpативными являются "Блиц-опpосы" одной-двух тысяч жителей Москвы, до 12 вопpосов, по случайной выбоpке, со сpоком пpоведения 1-3 дня. Допустимая погpешность составляет для выбоpки 2 тыс. человек пpи 50 точках опpоса около 2,5% пpи 100 точках опpоса - около 1,8%.

В Центре действует научно-экспертный совет, в который входят известные российские социологи, политологи, философы и историки. С 1993 г. ВЦИОМ издает собственный научный журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Журнал выходит 6 раз в год и с 2009 г. находится в открытом доступе (как архив, так и свежие номера). В редколлегии «Мониторинга» (полностью обновившейся в 2003 г.) — ведущие отечественные социологи (сотрудники Российской Академии Наук, МГУ, РГСУ, ГУ—ВШЭ, ГфК-Русь и др.

На социологическом факультете Высшей школы экономики действует (с 2008 г.) кафедра ВЦИОМ, а в РГСУ — научно-исследовательский центр ВЦИОМ (с 2008 г.). ВЦИОМ проводит конкурсы научных работ среди молодых учёных — социологов. Выплачивает стипендии наиболее талантливым студентам-социологам.

Центр регулярно издает авторские и коллективные монографии, посвященные состоянию общественного мнения в России. Среди последних: «От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян» (2007), «Политическая Россия: предвыборный путеводитель-2007», «Политический словарь нашего времени» (2006), «Россия на перепутье второго срока» (2005)). Сотрудники ВЦИОМ регулярно выступают с докладами на российских и зарубежных научных конференциях и круглых столах.

Одним из важных направлений работы является ведение собственного архива данных. В настоящее время архив содержит материалы более 2000 исследований, проведенных специалистами Центра с момента его создания. Так, в базе данных ВЦИОМ «Архивариус» — результаты опросов общественного мнения «Экспресс» с 1992 г. по настоящее время, а в расширенном тематическом архиве — есть функции углубленного поиска в архиве Центра.

2003 г. компания стала одним из учредителей исследовательского агентства «Евразийский монитор» и к 2009 г. проводит регулярные опросы населения в 14 государствах бывшего СССР (в сотрудничестве с коллегами — ведущими социологическими компаниями этих государств. Появились новые регулярные проекты: Состояние делового климата в России, Индекс свободы слова в российских регионах, Состояние высшего профессионального образования в России и др.

Выполнение многих исследовательских программ ВЦИОМ финансировалось различными общественными фондами и организациями, в частности: ООН (1989), Мировым Банком (1993-1996), Фондом Сороса (1993-1994), Фондом Эберта (1992-1996), Обществом Красного Креста (1990, 1996), Московской патриархией (1992).. Постоянные клиенты ВЦИОМ - аппаpат Пpезидента России, законодательные и исполнительные оpганы власти, пpофсоюзы, кpупнейшие исследовательские центpы, телевизионные компании и pадиостанции, кpупнейшие газеты и жуpналы, инфоpмационные агентства.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.