Зарегистрироваться

Адорно Теодор

Категории Эстетика · Социология культуры и духовной жизни · Философия языка | Под редакцией сообщества: Философия

Адорно Теодор

философ, социолог, музыковед, один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма

философ, социолог, музыковед, один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма

Настоящее имя:
Адорно Теодор Людвиг Визенгрунд
Год рождения:
1903
Годы жизни:
1903 — 1969
Место рождения:
г. Франкфурт-на-Майне, Германия
Место смерти:
г. Бриг, Швейцария
Разделы каталога:

Адорно (Adorno) (Визенгрунд-Адорно) Теодор (1903–1969) – видный немецкий философ, музыковед, композитор, культуролог, крупнейший представитель философии и социологии музыки и искусства середины XX в., один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма, внес крупный вклад в эстетику модернизма.

Учился в Венском университете и одновременно изучал музыкальную композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. В 1919 г. после окончания гимназии поступил во Франкфуртский университет, где изучал философию, социологию, психологию и музыку. В 1924 г. защитил докторскую диссертацию по философии. В 1938 г. вместе с М.Хоркхаймером воссоздал Франкфуртский Институт социальных исследований в Нью-Йорке, который был закрыт в 1934 г. в связи с приходом к власти нацистов. Одновременно сотрудничал с П.Лазарсфельдом в рамках исследовательского проекта Принстонского радио. В 1953 г. в возрасте 50 лет вернулся в Германию, куда в 1949 г. перебрался Франкфурский институт. В 1959 г. после отставки Хоркхаймера становится его директором. Умер в Швейцарии в процессе завершения своего главного труда «Эстетическая теория».

Ранние философские работы А. были посвящены критическому разбору философских систем Кьеркегора и Гуссерля, которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности и приоритетную трактовку субъекта. В одном из самых известных своих трудов «Диалектика Просвещения» (1947, совместно с М. Хоркхаймером) он дал программное изложение социальной философии неомарксизма и ее своеобразную философию истории, в свете которой эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации»: усугубляющегося «отчуждения», вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе. История общества интерпретирована в книге как универсальная история просвещения. Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия и утраты индивидуальной свободы.

С постмодернистских позиций Адорно подвергает социально-философскому анализу современную западную музыку («Философия новой музыки», 1949), которая выступает у него как моделирование процесса «отчуждения».

В работах «Популярная культура» (1941), «Диалектика Просвещения» (1944) и «Пересмотр культурной индустрии» (1963) разрабатывает концепцию «культурной индустрии», где подчеркивает, что стандартизация продукции в эпоху позднего капитализма ведет к стандартизации и взаимозаменимости индивидов, составляющих аудиторию. Стилизация и псевдоиндивидуализация создают массовый рынок. Эта концепция получила сегодня широкое развитие в западной социологии культуры.

В начале 1940-х гг. вместе со своими сотрудниками провел исследование о социально-психологических предпосылках фашизма, результаты которого получили отражение в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950). Авторитарная личность – своеобразный социальный тип человека, явившейся результатом деформированного процесса социализации и деформированной социальной среды в обществе. В ней описано массовое явление: тоталитарный режим формирует особый склад людей, ставших жертвой чрезмерно регламентированных отношений в семье, людей агрессивных и не терпящих чужой свободы.

Понятие “авторитарная личность” было введено одним из основоположников неофрейдизма Эриком Фроммом и взято на вооружение такими теоретиками Франкфуртской школы, как Макс Хоркхаймер, Теодор В.Адорно, Герберт Маркузе. Сторонники этой концепции связали факт победы фашизма в Италии и нацизма в Германии с появлением определенных черт человека, вызванных распадением традиционных семейных связей (и соответствующим ослаблением “сверх-Я” в структуре личности), которые и были концептуализированы в итоге с помощью понятия “авторитарная личность”. Э.Фромм анализировал не только современные, но и исторические предпосылки возникновения авторитарной личности, в частности, разрушение патриархально-семейных связей и утрату индивидом чувства идентичности. Такая личность страдает от невыносимого чувства свободы, одиночества, затерянности в сложных социальных образованиях.

Наряду с Фроммом еще в 1930-е гг. к изучению проблемы подключился М.Хоркхаймер. В 1936 г. под его редакцией была опубликована коллективная работа “Исследования авторитета и семьи”, где описывается “общая структура тоталитарного характера”. В 1940-е гг. в рамках крупномасштабного исследовательского проекта “Изучение предрассудков”, руководимого Хоркхаймером, было предпринято детальное изучение структуры и генезиса авторитарной личности. По итогам исследования, в котором приняли участие Т.Адорно вместе с Э. Френкель-Брюнсвик, Д. Левинсоном и Р. Санфордом, опубликована книга “Авторитарная личность” (1950), ставшая социологическим бестселлером[1]. В предисловии к ней Хоркхаймер писал об авторитарной личности как новом “антропологическом” типе человека, возникшем в 20 в. В книге была предложена типология авторитарной личности, включавшая конвенциональный, садистско-мазохистский, причудливый, меланхолический и манипулятивный типы. Гипотеза авторов книги, проверенная на американском материале, позже была использована Эриком Эриксоном, который на основе обобщения данных интервьюирования немецких военнопленных пришел к выводу о существовании у них того же авторитарного синдрома.

Двигаясь в русле идеи «авторитарной личности», предложенной Фроммом и конкретизированной Хоркхаймером, Адорно вместе со своими сотрудниками пытается подтвердить ее на основании конкретно-социологического исследования. Сразу после окончания второй мировой войны Т. Адорно (1903–1969) становится руководителем крупного эмпирического исследования по изучению корней авторитаризма, проведенного в Западной Германии и США. Адорно приводит варианты тестирующих таблиц и результаты ответов на них (опросы проводились в США при Рузвельте), позволяющие нам сегодня оценить себя, своих знакомых или известных публичных людей, «звезд», политиков с точки зрения авторитарности установок и потенциальной опасности для свободы. В книге подробно анализируется направленная на «евреев», «негров» или других «лиц» агрессия, распространенная в среде не до конца приспособившихся к системе мелких буржуа. Рассматриваются частные, но показательные случаи отношения авторитарного характера к забастовкам, профсоюзам, коммунизму, беднякам и богачам, действующему президенту, семье, нации и государству, бунтарству и бюрократии, гомо- и гетеросексуальности, религиозным идеалам и обрядам. В заключительной части книги разоблачаются пропагандистские трюки, которые использует современный реакционный манипулятор и фашист для мобилизации своего электората, игра в: «одинокого волка», «неожиданную искренность», «маленького человека», «посланца», «свидетеля», «неутомимого», «медиума», «содрогающегося» и т.д.

Результаты исследования показали опасность дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления межнациональных стереотипов, узаконенных лишь одной привычкой. Адорно выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт, как конвенциальность, покорность власти, деструктивизм и цинизм. Исследование имело необычайно активный резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении, а выпущенная на его основе коллективная монография была переведена почти на все европейские языки и переиздана миллионными тиражами, став первым социологическим бестселлером в послевоенном мире[2].

Как показали исследования Т.Адорно и ряда других ученых, для авторитарной личности характерен целый набор специфических качеств: кроме неприятия чужих групп это слепое следование авторитетам, механическое подчинение общепринятым ценностям, стереотипность мышления, агрессивность, цинизм, подверженность суевериям, сексуальное ханжество, злобное отношение ко всему гуманному. Основными чертами авторитарного типа личности являются:

  • (а) консерватизм: строгая приверженность традиционным ценностям среднего класса;
  • (б) авторитарное подчинение (мазохистский элемент): всепоглощающая страсть к подчинению (родителям, старшим, вождям); потребность в сильном лидере; раболепное преклонение перед государством; некритическое отношение к власти;
  • (в) авторитарная агрессия (садистский компонент): склонность к осуждению и отвержению людей, не соблюдающих традиции; потребность во внешнем объекте для разрядки сдерживаемых и подавляемых в “мы-группе” агрессивных импульсов;
  • (г) анти-интрацепция: отсутствие творчества, подавление фантазии и воображения; боязнь проявления подлинных чувств и страх утраты самоконтроля; обесценение человека;
  • (д) предвзятость и стереотипия: вера в сверхъестественную предопределенность судьбы и фатализм; склонность к суевериям; ригидность мышления; предрасположенность к примитивным и упрощенным интерпретациям; склонность к перенесению ответственности за свои поступки на внешние инстанции;
  • (е) “комплекс власти”: мышление в категориях “господства-подчинения”, “силы-слабости”, “вождя-приверженцев”; склонность к идентификации с властными фигурами; преувеличение значимости силы и “твердости характера”;
  • (ж) деструктивность и цинизм: общая диффузная враждебность; страсть к очернению и враждебности к другим людям;
  • (з) проективность: склонность верить в то, что мир зол и опасен (проекция подавленной агрессивности вовне);

Для авторитарной личности характерен симбиоз мазохизма и садизма. Человек, получив свободу, не может с нею совладать. Отсюда возникает чувство собственной неполноценности, которая порождает извращенное стремление причинить себе страдание. Свобода человека приводит к появлению странного феномена – бессознательному стремлению к самоуничижению, к подчинению себя внешним силам. Не признаваясь себе в этом, человек желает себе болезни, несчастного случая. Он ведет себя так, говорит Фромм, как будто бы наслушался советов своих злейших врагов и делает все, чтобы причинить себе наибольший вред. Такое его поведение сочетается с рационализацией: человек стремится скрыть от самого себя стимулы своего поведения под маской любви к ближним, верности своему долгу или объясняет себе происходящее роковым стечением обстоятельств.

Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую. Адорно описывал этот феномен, исходя из взглядов З.Фрейда на значение ранней социализации. По его мнению, в результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты, с другой.

Неомарксистская “критическая теория» Адорно была заимствована в 1960-е гг. «новыми левыми». Сам Адорно осудил леворадикальный политический экстремизм, отмежевавшись от «новых левых».

 

 

Соч.: Aesthetic Theory. Ed. Gretel Adorno and Rolf Tiedemann and trans. Robert Hullot-Kentor. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1997; The Culture Industry: Selected Essays on Mass Culture. Ed. J.M. Bernstein. London: Routledge, 1991; Negative Dialectics. Trans. E.B. Ashton. New York: Seabury Press, 1973; Introduction to Sociology. Ed. Christoph Gödde and trans. Edmund Jephcott. Stanford: Stanford University Press, 2000; Introduction to the Sociology of Music. Trans. E.B. Ashton. New York: Seabury Press 1976.На русс. яз: Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1998; Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000; Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998

Ссылки

  1. Adorno T.W., Frenkel-Brunswick K., Levinson D.J., Sanford R.M. The Authoritarian Personality. N.Y., 1950.  ↑ 1
  2. Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Пер. с англ. М.: Серебряные нити, 2001.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Адорно Теодор

Название Год Текст Тип Действия
1. Эстетическая теория
1970