Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования – основная разновидность прикладных социологических исследований в экономике, целью которых служит получение полной и достоверной информации, необходимой для определения объема и номенклатуры закупаемых товаров и организации их адресной реализации конкретным группам потребителей. Фирмы-клиенты исходят из того, что заказываемая информация нужна им для достижения конкретных результатов и носит прикладной характер.
Таблица 1. Вопросы маркетингового исследования
социальный и гражданский статус потребителя (пол, возраст, образование, состоит ли в браке, сколько имеет детей, форма занятости, если работает, то руководитель он или исполнитель, и т.п.); |
уровень достатка в семье потребителя; |
товары, реально приобретенные потребителем за последнее время; |
товары, которые потребитель приобрел бы, если бы у него была финансовая возможность; |
частота приобретения товаров по их видам; |
какие потребительские и стоимостные характеристики товаров привлекают потребителя и какие его не устраивают; |
где потребитель реально приобретает товары: у частных лиц, в магазинах (каких) и рынков (каких); |
какие места приобретения товаров потребитель знает: наименования магазинов и рынков; |
какую роль в выборе товара играет сервис и способ обслуживания в магазине или рынке. |
Помимо общесоциологических методов эмпирического исследования (анализ документов, интервьюирование, опрос, наблюдение) в маркетинге используются специфические процедуры (в том числе sms-опрос, e-mail-опрос, метод бюджетного маркетингового исследования в интерактивном режиме, экспертные творческие группы, экспертные глубинные интервью, интервью в местах продаж и др.)
Широкое распространение приобрели такие приемы изучения рынка, как: опросы потребителей (телефонные, почтовые, онлайновые, личные интервью); фокус-группы (беседы в целевой группе по заданной теме, например, тестирование рекламы, продукта, упаковки и т.п.); индивидуальные глубинные интервью (индивидуальные беседы с экспертом в области вашего исследования); холл-тесты (тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом помещении, моделирование ситуации покупки); кабинетное исследование (исследование по вторичным источникам данных - справочникам, сети интернет, архивным материалам, статистическим данным и т.п.); мистери-шоппинг (оценка условий торговли, качества обслуживания с помощью контрольных покупок, проводимых инкогнито).
Таблица 2. Методы маркетингового исследования
Фокус-группы |
беседы в целевой группе по заданной теме и по заранее разработанному сценарию |
Глубинные интервью |
индивидуальные беседы с экспертом в данной сфере |
Холл-тесты |
лабораторное тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом помещении, моделирование ситуации покупки |
Хоум-тесты |
домашнее тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом помещении, моделирование ситуации покупки |
Кабинетное исследование |
исследование по вторичным источникам данных – справочникам, сети интернет, архивным материалам, статистическим данным |
Анализ протокола |
помещение респондента ситуацию принятия решения о покупке, когда он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения |
Мистери-шоппинг |
оценка условий торговли, качества обслуживания с помощью контрольных покупок, проводимых инкогнито |
Веб-панель |
опрос через форму для опроса на сайте |
Бенчмаркинг |
исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности собственной фирмы |
Подобные приемы используются отдельно друг от друга, в комбинации, а также в качестве основы для последующих исследований с применением, например, имитационного моделирования.
В совокупности эти и другие методы сбора данных считаются каналами (путепроводами) поступления маркетинговой информации, образуя сложно организованную, разветвленную инфраструктуру исследования. В нее помимо методов, процедур и техники входит обученный персонал и система организации труда.
Выходные данные:
- Просмотров: 1722
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 15.02.2011
- Версий: 10 , текущая: 10
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Детализирующие понятия:
Анализ документов; Интервью; Исследование социологическое; Наблюдение; Опрос.