Интервью
Интервью – беседа с опрашиваемым, когда исследователь сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится по заранее разработанному плану.
По первому критерию – степени стандартизации – выделяют два основных вида интервью:
- Формализованное интервью – беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов с закрытыми и открытыми вопросами.
- Неформализованное интервью – длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера.
По второму критерию – числу обсуждаемых тем – виды интервью подразделяются на:
- Фокусированное, или направленное интервью – подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.
- Нефокусированное интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла.
Их можно объединить в логический квадрат.
Рис. 1. Логический квадрат основных видов интервью
По третьему главному критерию виды интервью подразделяются на:
- Индивидуальное, или личное интервью (беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних наблюдателей)
- Групповое интервью (беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Главные разновидности – фокус-группа и мозговая атака.
Три вида интервью, каждый из которых обязательно имеет две разновидности, также не противоречат друг другу и образуют новое единство, которое можно изобразить при помощи куба.
Рис. 2. Логический куб основных видов интервью
Личные интервью могут быть индивидуальными и групповыми (например, проводится одновременно с членами одной семьи, соседями, коллективом бригады и т.д.).
Достоинства личного интервью |
Недостатки личного опроса |
небольшая доля отказов от ответов |
большие оргзатраты на проведение |
высокая точность обследования |
влияние интервьюера |
возможность совмещения личного опроса с наблюдением |
|
неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены |
|
имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций |
|
получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой |
|
Выходные данные:
- Просмотров: 2428
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 18.03.2011
- Версий: 15 , текущая: 15
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Детализирующие понятия:
Ссылки сюда
Категории:
Методология социологии; Экономическая социология;
Детализирующие понятия:Исследование социологическое; Маркетинговые исследования; Музыкальная критика; Опрос; Периодическая печать; Программа эмпирического исследования.