Выборочный метод
В социологии различают два типа анкетного опроса – сплошной и выборочный.
Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны. Переписи населения дают бесценную информацию, но стоят очень дорого. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны – самая крупная из таких общностей.
Выборочное обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основу составляет выборочная совокупность – уменьшенная копия генеральной совокупности.
Поскольку опросить десятки тысяч человек очень трудно, социологи отбирают небольшую совокупность – обычно от 2 000 до 200 чел., которую называют выборочной совокупностью, или выборкой. По основным свойствам – пол, возраст, занятие, доход – выборочная совокупность похожа на генеральную. Под генеральной совокупностью понимают все множество людей, составляющих большую социальную группу, например, все пенсионеры или все рабочие. Выборочная совокупность служит точной процентной копией генеральной. Это означает, что процент мужчин и женщин (пол), детей, взрослых и стариков (возраст), менеджеров, водителей, работников сельского хозяйства и т.д. (занятие), с низкими, средними и высокими доходами (доход) в генеральной совокупности (миллионы людей) и выборочной (200–2000 респондентов) должны быть одни и те же. Тех, кого опрашивает социолог, называют респондентами.
Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. В сплошном опросе они совпадают, в выборочном – расходятся.
Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Здесь имеют место вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод – наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности: сначала надо точно определить количество всех членов генеральной совокупности и затем случайным отбором, как правило, с помощью компьютера, отобрать респондентов.
В большинстве исследований, использующих простую случайную выборку, допускающую 5%-ный уровень погрешности, расчеты репрезентативной выборки и величины генеральной совокупности выглядят следующим образом:
Объем генеральной совокупности |
Объем выборки |
500 |
222 |
1000 |
286 |
2000 |
333 |
3000 |
350 |
4000 |
360 |
5000 |
370 |
10 000 |
385 |
50 000 |
381 |
100 000 |
358 |
500 000 |
383 |
Определение объема выборки зависит от уровня доверительного интервала допустимой статистической ошибки. Здесь имеются в виду так называемые случайные ошибки, которые связаны с природой любых статистических погрешностей.
Можно также воспользоваться расчетами института Гэллапа для оценки соотношения размеров выборки и ошибки выборки:
Отношение между размером выборки и ошибкой выборки по Гэллапу
Размер выборки |
Интервал доверия, % |
4000 |
±2 |
1500 |
±3 |
1000 |
±4 |
600 |
±5 |
400 |
±6 |
200 |
±8 |
100 |
±11 |
Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхождение: между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности. Чаще она возникает из-за того, что ему плохо известна структура генеральной совокупности: распределение людей по возрасту, профессии, доходам и т.д.
В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (она необходима для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования).
Выходные данные:
- Просмотров: 3006
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 15.02.2011
- Версий: 26 , текущая: 26
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Выборочный метод; Исследование социологическое; Опрос; Социальные группы.
Ссылки сюда
Категории:
Методология социологии; Стандартизация и управление качеством продукции; Учетно-экономические науки;
Детализирующие понятия: