Зарегистрироваться

Норма

Категории Аксиология | Под редакцией сообщества: Философия

Норма - (от лат. norma -, правило, точное предписание, ) 1: мера, образец; 2: установленное правило или положение , общепринятый порядок; 3: правило поведения в определенной ситуации, 4. форма регуляции поведения в биологических, технических, социальных системах.

Нормы как социокультурные программы суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления соотнесенности их между собой. Нормы определяют, как человеку "следует" себя вести при определенных обстоятельствах и в определенном обществе. Норма выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. Нормы стабилизируют жизнь сообществ, ориентируя их на такие образцы поведения, которыми следует руководствоваться, и на соответствующие ожидания в отношении поведения других. Нормы выражают меру трансформаций и внутреннюю соразмерность (упорядоченность) человеческого в человеке. Они выступают как регулятивы социальных взаимодействий, обеспечивающие организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль в обществе. закрепление в праве. Нарушение Н. - социальное отклонение (девиация).

Нормы не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы.

Если субъект сообразуется в своем действии с ценностью, то эта ценность считается нормой. Если же эта Н. выступает в качестве требования к какому-либо человеческому усилию, то ее считают идеалом. А если Н. выступает условием человеческого общежительства, то ее считают благом (таковы: наука, искусство, правопорядок, религия и т.п.).

Нормы, сложившиеся в культуре, являются высшим выражением системы ценностей. Поэтому долгое время считали, что аксиологическое знание является деонтологией. В этом случае разница между ценностями и нормами лишь в том, что ценности - это предельные и абстрактные регулятивы, они существуют дольше, чем условия, приведшие к их возникновению, а нормы - руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Нормы и ценности взаимодействуют друг с другом, но не все ценности суть нормы. Задача норм - удержать инвариантность поведения через полагание пределов вариативности. Инвариативность в нормах - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности. Система ценностей, сложившаяся в культуре определяет содержание норм, а о системе ценностей можно судить по нормам, включенным в состав определенной культуры. Некоторые из норм получили свое закрепление в праве. Нарушение Н. - социальное отклонение (девиация).

Нормы не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы.

Рекомендуемая литература

Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. М., 2001.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.