Зарегистрироваться

Самость

Категории Антропология | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 27 Сентябрь 2010 12:36, редактировал Гиренок Федор Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Самостьодно из ключевых понятий философской антропологии. Под самостью понимается способность человека выйти из-под власти внешних причин и создать воспроизводящийся порядок жизни, детермируемый изнутри.

Термин «самость» ввел в научный оборот К.Г. Юнг. Существует два взгляда на самость. Один из них предполагает связь между самостью и «я», другой отрицает эту связь.

«Я» и самость

В феноменологии Гуссерля «я» мыслится вне связи с самостью. Отношение к Другому понимается Гуссерлем не как отношение между разными «я», опосредованными одной самостью, а как отношения между «я» и Другим, опосредованные телом. В экзистенциализме Сартра понятие самости растворяется в активных действиях «я». Для него «я» - это самость. В фундаментальной онтологии Хайдеггера «я» и самость скрепляют сущее, являясь его опорными пунктами. «Присутствие не есть оно само, но потеряно в человеко-самости»[1]. И даже «я» есть, как говорит Хайдеггер, «кажущая-ся самость»[2]. В «Основных проблемах феноменологии» Хайдеггер вновь возвращается к поискам ответа на вопрос о самости. На этот раз он называет самость рефлексией: «Только это выражение нельзя понимать так, как мы его обычно понимаем, - я, склонившись к самому себе, изогнувшись назад, на себя уставилось. Дазайн находит себя искони и постоянно в вещах, поскольку в понятии о вещах, обремененное вещами, оно неким образом в вещах покоится. Каждый есть то, о чем он хлопочет и о чем печется»[3]. Тем самым перед Хайдеггером возникает проблема удвоения «я», и никаким образом невозможно узнать, какое из них настоящее.

Самость без «я»

Самость без «я» - важнейшее понятие неклассической философской антропологии. Это понятие введено в научный оборот Ф. Гиренком. Под самостью без «я» понимается способность человека создавать воспроизводящийся порядок жизни, детермируемый изнутри, благодаря пассивным синтезам сознания, а не активным действиям «я». Самость без «я» имеет три признака:

  1. несовпадение с собой;
  2. воздействие на себя;
  3. самоактуализация.

Человек – не ступень в органической эволюции. Благодаря самости он с самого начала есть то, чем он еще должен стать. Самость без «я» позволяет исследовать досубъектный опыт человека. Концепт самости без «я» близок концепту «тела без органов» Делеза.

Рекомендуемая литература

Гиренок Ф. Аутография языка и сознания. М., 2010.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. М., 1998.

Делез Ж. Антиэдип, М., 2007.

Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций. СПб., 2008.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Спб., 2001.



[1] Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 317.

[2] Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 445.

[3] Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Спб., 2001. С. 211-212.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.