Зарегистрироваться

Полевая лингвистика

Категории Описательная лингвистика | Под редакцией сообщества: Филология

Полевая лингвистика — это комплекс методов для исследования и описания языка, которым исследователь практически не владеет и всю информацию о котором получает от его носителей. Название данной науки отражает тот факт, что обычно изучение неизвестного языка происходит в среде обитания носителей языка, «в поле», однако это в общем случае не обязательно, иногда работа с носителем языка проводится исследователем дома или на третьей территории c использованием тех же полевых методов. Методы полевой лингвистики являются средством для получения конечного продукта — описания языка.

Специфика полевой лингвистики по сравнению с более традиционными видами лингвистической науки состоит в том, что сам исследователь не является носителем описываемого языка и поэтому на начальной стадии знакомства с этим языком ничего или почти ничего о его свойствах не знает. Соответственно, специфические проблемы, которые приходится решать полевому лингвисту, касаются методики работы с консультантами-носителями языка (информантами); использования языка-посредника; методов обнаружения грамматических фактов; соотнесения получаемых языковых данных с современными теоретическими знаниями о возможном устройстве языковой системы.

Знакомство с бесписьменным языком «с чистого листа» с целью его документации и построения целостного описания предполагает решение весьма разнообразных и разнонаправленных задач. Во-первых, при отсутствии письменности каждое языковое выражение должно быть системно и адекватно фонетически зафиксировано и проинтерпретировано. Это предполагает решение множества проблем фонетического, фонологического и морфологического членения, которые должны быть разрешены «на месте», на самых начальных этапах изучения языка. Эту стадию желательно пройти как можно быстрее, по крайней мере в ее основных чертах. Если этот этап затягивается и соглашения об интерпретации и форме записи данных постоянно меняются, это может замедлить весь исследовательский процесс. Во-вторых, нужно выявить все грамматические сущности изучаемого языка (на морфемном, словесном и синтаксическом уровнях) и их функции, для чего необходимо определить дистрибутивные характеристики и собрать все релевантные парадигмы для всех обнаруженных классов морфем, слов и синтаксических конструкций. В-третьих, нужно собрать максимально полный лексикон с достаточно богатой словарной информацией для каждой его единицы, характеризующей ее употребление. В-четвертых, нужно записать и проанализировать представительный корпус разнообразных по жанру текстов, демонстрирующих реальное употребление языковых единиц в разнообразных контекстах.

Таким образом, объем эмпирической полевой работы требует значительного времени и больших трудовых затрат. Однако это не единственная и даже не основная трудность полевой работы. В полевой работе, имеющей целью интегральное описание языка, надо, в-пятых, использовать теоретические знания из области практически всех современных областей лингвистики. Современная лингвистическая теория, как известно, является бурно развивающейся и чрезвычайно разветвленной областью знания.

В мировой практике изучения крупных языков, имеющих длительную лингвистическую традицию, естественно сформировалась детальная профессиональная специализация. Малоописанные языки, наоборот, изучаются исследователями-одиночками. Поневоле каждому исследователю приходится с переменным успехом заменять собой целый лингвистический институт .

Полевые исследования филологического факультета МГУ заложили основы группового (коллективного) метода, который имеет ряд преимуществ перед методом «один язык—один исследователь» (см. Коллективный метод полевых исследований).

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.