Зарегистрироваться

Сорокин Питирим

Категории Искусство · Социология · Философия истории · Социальная философия ... | Под редакцией сообщества:

Сорокин Питирим

социолог, один из основоположников русской и американской социологии, автор фундаментальных трудов; родоначальник теории социальной стратификации и социальной мобильности

социолог, один из основоположников русской и американской социологии, автор фундаментальных трудов; родоначальник теории социальной стратификации и социальной мобильности

Настоящее имя:
Сорокин Питирим Александрович
Год рождения:
1889
Годы жизни:
1889 — 1968
Место рождения:
Турья, Российская Империя
Место смерти:
Уинчестер, шт. Массачусетс, США
Разделы каталога:

Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) – один из основоположников русской и американской социологии, крупнейший социолог ХХ столетия, автор фундаментальных трудов (Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1911; Система социологии. Т.1-2. П., 1920; Социологические теории современности. М., 1992; Главные тенденции нашего времени. М., 1993; Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Social mobility. N.Y., 1927; Social a. cultural dynamics. Vol. 1-4. N.Y., 1937-1941; Crisis of our age. N.Y. 1941;  Sociological theories of today. N.Y., 1966).

 

Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889–1904); назван в честь епископа Питирима, признанного местным святым. Мать, которой он рано лишился, была зырянкой крестьянского происхождения, отец – церковный реставратор. Окончив школу, учительскую семинарию и сдав экстерном гимназический курс, Сорокин получает возможность учиться в университете. В 1916 он оканчивает Петербург, университет, получив звание магистра уголовного права. С 1906 Сорокин принимает активное участие в политической жизни России, а к 1916 становится одним из идеологических лидеров партии эсеров.

Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге, где был секретарём социолога М.М. Ковалевского; ученик правоведа Л.И. Петражицкого; одновременно читал лекции по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта, вёл публицистическую деятельность, сотрудничал главным образом в научных журналах. В 1910–1914 опубликовал около 50 работ. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913). В 1914 по окончании университета оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию; с 1916 приват-доцент.

После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. После победы большевиков его заключают в Петропавловскую крепость, затем он вновь подвергается аресту. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В апреле 1922 г. защитил диссертацию, в качестве которой представил два тома «Системы социологии», опубликованной в 1920 г. Сорокин в 1919–1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем – отделения социологии Петроградского университета. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 был избран профессором по кафедре социологии.

В 1922 Сорокин был выслан из России. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд «Современное состояние России» (1923). С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание (Социальная мобильность, Современная социологическая теория и др.). В 1930 принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942 г. В 1949 г. П.Сорокин создал Гарвардский исследовательский центр по созидательному альтруизму, который действовал до 1959 г. В 1964 г. Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации.

Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера. Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Видное место в деятельности Сорокина занимали вопросы теории и методологии социологического знания, природа социальных связей и социальных изменений. Предметом социологии считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. В работе «Система социологии» описывает общество (социальное народонаселение) как совокупность групп, образованных на основе общности территорий, языка, профессии, возрастных и других признаков. Группы подразделяются на простые и сложные (в зависимости от количества признаков, лежащих в основе их образования). К сложным относятся нации, классы и другие. Положение индивидов в группах, в обществе в целом рассматривается с точки зрения характерной для них иерархической структуры.

Сорокин ввел в социологию новые понятия: социальная стратификации, социальная мобильность, страта, статус, проводники, актор и т.д.

Сорокин – один из родоначальников теории социальной мобильности и социальной стратификации. Основа стратификации – неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. П.Сорокин описывает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное социальными связями и отношениями. Они образуют многомерную систему координат, в которой выделяются две главных оси – горизонтальная мобильность и вертикальная мобильность. Мобильность – особое состояние социального пространства, когда отдельные индивиды или целые группы перемещаются в одной из трех плоскостей, на которые делится социальная стратификация, а именно в экономическом, политическом или профессиональном подпространствах. Если индивид перешел из низшего класса в средний, повысил свой доход, то он совершил восходящую мобильность в экономическом подпространстве, профессию или род деятельности – в профессиональном, партийную принадлежность - в политическом. Три подпространства социального пространства можно также именовать системами стратификации.

Наиболее подробно П.Сорокин характеризовал экономическую стратификацию, изменение которой по историческим эпохам описывал термином «флуктуации». Если сравнить все общества и присущие им пирамиды доходов, то окажется, что со временем они изменяются. Сравнив огромный статистический материал, П.Сорокин первым в мире доказал, что какой-либо устойчивой тенденции в истории не существует. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму.

Значительная часть его работ посвящена проблемам культуры. Получив грант от Национального научного фонда США, он углубляется в исследование мировой культуры, результатом которой явился фундаментальный многотомный труд по социодинамике культуры. Создал циклическую теорию флуктуации трех социокультурных типов (идеационального, сенситивного, идеалистического). Идеациональный как важнейший тип мировой культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности бога как единственной ре&альности и ценности. К нему Сорокин относит средневековую европейскую культуру. Здесь господствующие нравы и обычаи, образ жизни и мышления, ориентирующиеся на единство с богом как высшую цель. Данный тип культуры безразличен по отношению к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям. Сюда включены брахманская, буддийская и лаоистская и греческая культура с 8 по кон. 6 в. до н. э. Сенситивный (чувственный тип) ориентирован только на то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств. Лишь даваемое через чувства обладает в такой культуре статусом реального. Вне чувственной реальности нет ничего. Эта культура стремится освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в земном мире. Ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Формирование сенситивной культуры начинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в. Идеалистический тип занимает промежуточное положение и представляет смесь элементов идеациональной и синситивной культур в равных пропорциях. Доминирующие в нем ценности ориентируются как на небо, так и на землю. Исходная посылка — убеждение в том, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. Она охватывает сверхчувственный и сверхрациональные аспекты плюс рациональный, и, наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Сюда относятся западноевропейская культура XIII-XIV вв. греческая культура 5–4 вв. до н. э.

Им опубликовано более 30 книг. П.Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни. Однако в дальнейшем оказался полузабытым как на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П.Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству. После его смерти Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию им. Сорокина за лучшую книгу по социологии. Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллс, Т.Парсонс и др.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Сорокин Питирим

Название Год Текст Тип Действия
1. Социальная и культурная динамика
1937
Фундаментальный четырёхтомный труд выдающегося русско-американского социолога и философа посвящён проблемам социальной и культурной динамики. Основной пафос работы заключается в отрицании каких-либо универсальных исторических закономерностей, направляющих единую эволюцию человечества. Автор, привлекая огромный массив эмпирических данных, приходит к выводу о цикличности...