ФЕДЕРАЛИЗМ
Федерализм представляет собой сложный комплекс явлений и процессов: это не только эффективный способ управления государством, но и соответствующее политическое поведение участников переговорного процесса, способ разрешения конфликтов, важное «измерение» жизни общества. Одним из основных преимуществ федеративной формы государства является то, что разрешение конфликтов и противоречий происходит в открытой публичной форме, между конституционными партнерами, а не в «тени» централизованных бюрократических учреждений. В настоящее время актуальность сравнительных исследований проблем федерализма чрезвычайно высока.
Что такое «федерализм»
Термин «федерализм» происходит от латинского “foedus” – «соглашение». Как политический принцип федерализм фактически «вырос» из т.н. федеральной теологии, зародившейся в католическом социальном учении (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами – прежде всего пуританами и кальвинистами – на почву североамериканского континента, где и послужил базисом создания нового общества и государства. Основой федеральной теологии была идея добровольного, ненасильственного соглашения, выступающего необходимой основой прочности любых гражданских институтов.
Таким образом, выражением глубинной сути и духа федерализма можно считать принципы соглашения (договора или ковенанта), доверия, добровольного согласия по принятию участниками соглашения ряда обязательств, принципы партнерства, компромисса. Федерализм выступает мощным средством сохранения небольших сообществ, «защищая» меньшинство от «тирании большинства» и являясь тем самым одной из ипостасей плюрализма. По мнению Винсента Острома, федерализм есть «идеология подлинно самоуправляющегося общества», альтернатива централизованной властной вертикали.
В настоящее время в связи с модификациями, которым подвергаются «традиционные» федерации (США, Германия, Швейцария и др.), серьезными процессами регионализации и децентрализации, развивающимися в изначально унитарных государствах (Великобритании, Франции), а также развитием идей построения межгосударственных союзов на принципах федерализма, проблемы федерализма и федерации приобрели как практическую, так и теоретическую актуальность. Возрастает роль компаративных исследований федераций как значимого направления в политической науке.
Как политический принцип федерализм фиксирует отношения между центральными и региональными (или групповыми) органами власти и управления, построенные на основе разделения властей и наличием права на самоуправление для различных групп и/или территорий в рамках объединенной политической системы.
Федерализм и федерация
Важно понимать, что федерализм нетождествен федерации, при этом характер взаимоотношений между этими двумя понятиями можно рассматривать по крайней мере в двух плоскостях. С одной стороны, если федерализм является общественной идеологией и в то же время нормативным политическим принципом, то федерация – это дескриптивное понятие, описывающее конкретное институциональное воплощение принципа федерализма (поэтому федерации столь различаются между собой: основываясь всякий раз на принципе федерализма, его воплощение институционально может выглядеть совершенно по-разному в разных странах в силу исторических традиций, политической культуры и других факторов).
Несколько другой подход к выявлению характера взаимоотношений федерализма и федерации предложил известный американский исследователь федерализма Д.Элазар. В его трактовке и федерализм, и федерация представляют собой дескриптивные понятия, основное различие между ними заключается в масштабе. Так, федерализм – это родовое понятие, обозначающее тип политической организации, в то время как федерация – представляет собой основной (наиболее распространенный) подвид федерализма. В качестве других подвидов – федеральных политических систем - выступают союзы, конституционно децентрализованные союзы, конфедерации, федеративно подобные отношения, ассоциированные государства, кондоминиумы, лиги, объединенные функциональные власти, гибриды. По убеждению Элазара, «все институциональные формы федерализма призваны найти пути, позволяющие обеспечить сочетание единства управления политией в целом с достаточным уровнем самоуправления ее частей и/или добиться создания системы соучастия во власти, с тем чтобы способствовать демократическому самоуправлению всего государства, либо его составляющих».
Основным отличием между политическими формами, воплощающими приницип федерализма, фактически становится степень их централизации (или нецентрализации). Так, в отличие от союза, в федерации образуется федеральный центр, который, как и составные территориальные единицы, может напрямую апеллировать к гражданам, получая от них мандат на те или иные действия и даже на отмену тех или иных решений территорий. По степени централизации государства можно расположить следующим образом: союз – конфедерация – федерация – унитарное децентрализованное (регионализованное) государство – унитарное государство. На этой шкале союз подразумевает минимальную степень централизации и максимальную степень политической автономии регионов (территорий), а унитарное государство, соответственно, максимальную централизацию и отсутствие автономии у регионов.
Таким образом, принцип, идеи и дух федерализма могут использоваться не только на национальном, но и наднациональном уровне. Так, Европейский Союз, очевидно, не является и не может являться унитарным образованием, но следует федеративному лозунгу «единства в разнообразии», признавая целостность и автономию своих составных частей – государств-членов и регионов. Взаимное уважение сторон, поиски компромисса, плюрализм, добровольность принимаемых обязательств всегда были частью общеевропейской конструкции, эти принципы более всего соответствуют такому многосоставному объединению, как ЕС.
Выходные данные:
- Просмотров: 3302
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 17.09.2010
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Бусыгина Ирина Марковна
- профессор; доктор политических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Ссылки сюда
Категории:
Государство; Местное самоуправление; Налоговое право;
Детализирующие понятия:Конституционно-правовые отношения; Модели дуалистического и кооперативного федерализма; Регионализм.