Зарегистрироваться

Химическая технология

Категории Химическая технология | Под редакцией сообщества: Технические науки

Химические технологии – комплекс технологий, основанных на неорганической и органической химии, которые используются в большом количестве других технологий (биотехнологии, технологии переработки природных ресурсовнефти, газа, угля, древесины и др.). Химические технологии используются в большинстве отраслей промышленности и областей техники, в первую очередь, химическое и нефтяное машиностроение, нефтеперерабатывающая промышленность, нефтехимическая промышленность, энергетика, транспорт, военная техника и многие другие.

Химические технологии в историческом развитии

При рассмотрении развития химической технологии XX в., особенно после первой мировой войны, можно вскрыть некоторые характерные, специфические ее черты. Известно, что 99,5% земной коры состоит из 14 химических элементов: кислорода, кремния, углерода, алюминия, железа, кальция, натрия, магния, калия, водорода, титана, фосфора, хлора и серы. Однако, несмотря на массовое распространение многих из этих элементов, они не были втянуты в орбиту химической промышленности в XIX в. Это в равной мере относится и к фтору, титану, хлору, магнию, алюминию и к водороду.

Для химической технологии XX в. характерно обращение именно к этим наиболее распространенным элементам. Водород в настоящее время — это хлеб современной химии. Синтез аммиака, синтез спиртов, синтез жидкого топлива и т. д. ежегодно требуют производства миллиардов кубических метров водорода. Широкое вовлечение водорода в химическое производство — характерная черта химии XX в.

Большое значение в современной технике приобретает химия кремния и, в частности, химия кремнийорганических соединений. Исключительное значение приобретает также химия титана, хлора, магния, калия, алюминия. Вместе с тем химическая технология, особенно в связи с развитием атомной и реактивной техники, стремится использовать наиболее редкие и рассеянные элементы земной коры, являющиеся важнейшей основой техники XX в.

Основой органического синтеза XIX в. была каменноугольная смола, получаемая при коксовании углей. В XX веке это сырье уступает свое место простым и легкодоступным газам, получаемым из широкой гаммы твердых топлив, начиная от торфа, низкосортных бурых углей и кончая антрацитом и коксом. В больших масштабах используются газы, получаемые при добыче и переработке нефти. На протяжении XX в. все шире используются природные ископаемые газы (рис. 1).

Рис1. Продукты, получаемые из природного газа (метана).

Таким образом, если в XIX в. основой химической промышленности являлась каменноугольная смола, то в первой половине XX в. основной сырьевой базой промышленности органического синтеза становятся уголь и нефть и получаемые из них газы: водород, окись углерода, богатейшая гамма углеводородов и целый ряд других материалов. Азот, водород, кислород, хлор, фтор, окись углерода, метан, ацетилен, этилен и некоторые другие газы являются основной сырьевой базой современной химии. Следовательно, характерной чертой новейшей химической технологии являются применение распространенных элементов, ранее использовавшихся в ничтожных масштабах, и превращение их в основу современной химической технологии, а также широкое использование в качестве химического сырья твердого топлива, жидких и газообразных углеводородов.

Характерной чертой химической технологии является также использование редких элементов, связанных, в частности, с требованиями атомной техники. Химия в значительной мере способствует развитию ядерной техники, давая ей различные материалы — металлы (уран, литий и др.), тяжелую воду, водород, пластмассы и др.

Следует отметить, что одной из особенностей современной химии является требование к чистоте производимых продуктов. Примеси, содержащиеся в исходных веществах, часто отрицательно влияют на свойства получаемого продукта. Поэтому в последнее время в химической промышленности все более применяются очень чистые исходные вещества (мономеры), содержащие не менее 99,8—99,9% основного вещества. Характерной особенностью современной химической технологии является то, что на ее вооружение становятся новые методы воздействия; особенно важным являются применение высоких давлений от нескольких сот до 1500—2000 и выше атмосфер, глубокого вакуума (до тысячных долей атмосферы), высоких температур до нескольких тысяч градусов, применение глубокого холода (низкие температуры, близкие к абсолютному нулю), а также использование электроразрядов, ультразвука, радиоактивных излучений и т. д. Естественно, что повышение технического уровня химического производства вообще, а следовательно, и быстрое развитие промышленности органического синтеза в частности обеспечиваются снабжением химической промышленности современным, высокопроизводительным оборудованием, соответствующими аппаратами и машинами.

Вначале было освоено производство основной аппаратуры для синтеза аммиака. Были разработаны и созданы колонны синтеза, сепараторы, водяные и аммиачные скрубберы для очистки газов от углекислого газа и окиси углерода, а также центрифуги, вакуум-фильтры, автоклавы для вулканизации резины, прессы для пластмасс, аппаратура глубокого охлаждения и т. д. Особое значение начиная с 20-х годов приобрели мощные установки разделения нефтяных газов, высокоэффективная ректификационная и адсорбционная аппаратура, компрессоры высокого давления и реакторы, холодильные установки и др. Основной тенденцией современной химии является стремление заранее проектировать молекулярную структуру вещества в соответствии кислород, хлор, фтор, окись углерода, метан, ацетилен, этилен[1] и некоторые другие газы являются основной сырьевой базой современной химии.

Следовательно, характерной чертой новейшей химической технологии являются применение распространенных элементов, ранее использовавшихся в ничтожных масштабах, и превращение их в основу современной химической технологии, а также широкое использование в качестве химического сырья твердого топлива, жидких и газообразных углеводородов.

Характерной чертой химической технологии является также использование редких элементов, связанных, в частности, с требованиями атомной техники. Химия в значительной мере способствует развитию ядерной техники, давая ей различные материалы — металлы (уран, литий и др.), тяжелую воду, водород, пластмассы и др.

Следует отметить, что одной из особенностей современной химии является требование к чистоте производимых продуктов. Примеси, содержащиеся в исходных веществах, часто отрицательно влияют на свойства получаемого продукта. Поэтому в последнее время в химической промышленности все более применяются очень чистые исходные вещества (мономеры), содержащие не менее 99,8—99,9% основного вещества. Характерной особенностью современной химической технологии является то, что на ее вооружение становятся новые методы воздействия; особенно важным являются применение высоких давлений от нескольких сот до 1500—2000 и выше атмосфер, глубокого вакуума (до тысячных долей атмосферы), высоких температур до нескольких тысяч градусов, применение глубокого холода (низкие температуры, близкие к абсолютному нулю), а также использование электроразрядов, ультразвука, радиоактивных излучений и т. д. Естественно, что повышение технического уровня химического производства вообще, а следовательно, и быстрое развитие промышленности органического синтеза в частности обеспечиваются снабжением химической промышленности современным, высокопроизводительным оборудованием, соответствующими аппаратами и машинами. Вначале было освоено производство основной аппаратуры для синтеза аммиака. Были разработаны и созданы колонны синтеза, сепараторы, водяные и аммиачные скрубберы для очистки газов от углекислого газа и окиси углерода, а также центрифуги, вакуум-фильтры, автоклавы для вулканизации резины, прессы для пластмасс, аппаратура глубокого охлаждения и т. д. Особое значение начиная с 20-х годов приобрели мощные установки разделения нефтяных газов, высокоэффективная ректификационная и адсорбционная аппаратура, компрессоры высокого давления и реакторы, холодильные установки и др. Основной тенденцией современной химии является стремление заранее проектировать молекулярную структуру вещества в соответствии с заранее заданными свойствами. Синтез веществ с заранее заданными свойствами в современной химии ведется не вслепую, а на основании глубокого изучения законов образования молекул. Поэтому большое развитие получает целый ряд новых разделов химической науки.

По существу, от случайных поисков и находок химия начиная с 1920-х годов перешла к планомерной замене и вытеснению естественных дефицитных материалов материалами, по качеству не только не уступающими, а, наоборот, превосходящими эти естественные материалы. Например, чилийская природная селитра была вытеснена синтетическими азотными соединениями. Синтетический каучук по своим качествам не уступает каучуку естественному. В последние годы некоторые исследователи работают над поднятием качества не синтетического, а естественного каучука, чтобы он мог конкурировать с некоторыми специальными видами синтетических каучуков. Большие успехи достигнуты в области синтеза искусственного волокна, производство которого насчитывает каких-нибудь несколько десятков лет.

Начиная с 1920-х годов естественные продукты как бы оттесняются в сторону и на их место приходят не уступающие им по качеству синтетические продукты. Это совершенно естественный процесс. Дело в том, что химические методы обработки вещества, внедрение химических процессов в производство приводят к сильному сокращению времени производства и к значительному снижению трудовых затрат, а вместе с тем и к получению продуктов более высокого качества, чем натуральные продукты. Так, если па выпуск 1 т искусственного вискозного штапельного волокна требуется 70 человеко-дней, то на производство 1 т хлопчатобумажного волокна затрачивается 238 человеко-дней. При производстве вискозного шелка трудовые затраты примерно в 10 раз меньше, чем при производстве натурального шелка. При получении 1 т этилового спирта (необходимого для производства ряда синтетических продуктов) из нефтяного сырья затраты труда по сравнению с производством этого спирта из пищевого сырья уменьшаются в 20—22 раза.О том, как много сделано в области синтеза новых веществ, говорят следующие данные. В настоящее время известно 100 тыс. неорганических химических соединений в природе, число же известных органических веществ, природных и искусственных, превысило три миллиона и продолжает быстро расти. Только промышленно освоенные соединения, полученные на базе нефти, насчитывают 10 тыс. наименований. Наряду с созданием новых синтетических материалов идет непрерывный процесс улучшения качества уже существующих, вырабатываемых промышленностью веществ. Наконец, в настоящее время доказана принципиальная возможность искусственного получения природных соединений любой сложности. Недалеко то время, когда в лабораториях химиков-органиков будут синтезированы различного вида сложные белковые вещества, являющиеся основой жизни.

Характерной чертой современной техники является то, что она развивается на базе широчайшего применения электричества. Причем если раньше паровая машина лишь в какой-то степени давала технологическое «сырье» для химической промышленности в виде пара и тепла, то электричество становится важнейшим элементом своеобразного технологического «сырья» для таких, например, процессов, как электролиз.

Для производства аммиака, синтезированного из полученного электролизом воды водорода и азота воздуха, нужно израсходовать примерно 12 тыс. квт-ч электроэнергии. Для изготовления синтетического каучука на основе этилена расходуется около 15 тыс. квт-ч, а для некоторых других видов каучука — 17 тыс. квт-ч и даже больше. На производство одной тонны ацетатного шелка расходуется 20 тыс. квт-ч, тонны фосфора — от 14 до 20 тыс. квт-ч и тонны искусственных абразивов — около 6—9 тыс. квт-ч — это примерно столько же, сколько и на производство мощного трактора.

Для развития химической промышленности характерна широчайшая автоматизация технологических процессов. Комплексная автоматизация прежде всего необходима именно в химической промышленности, для которой характерны крупные масштабы производства. Автоматизации химической промышленности способствует преобладание в ней непрерывных процессов производства, а также вредных и даже опасных работ. В химической промышленности прежде всего полностью автоматизированы процессы регулирования температуры, давления, состава, скорости протекания реакций и т. д., так как для непрерывных химических процессов (недоступных для непосредственного наблюдения) особенно важно поддерживать стабильность технологических режимов. В химическом производстве в основном осуществлена полная механизация и автоматизация, а за человеком остаются лишь функции надзора и контроля, а также выполнение профилактического ремонта.

Важнейшими направлениями автоматизации химического производства являются внедрение новых автоматических устройств, основанных на использовании электронных математических машин, переход к комплексной механизации и автоматизации целых химических заводов. В США наибольшее развитие автоматизация производства получила именно в нефтяной и химической промышленности. Наряду с автоматизацией управления отдельных установок, отдельных технологических процессов вводятся в строй полностью автоматизированные предприятия, как, например, пущенный в 1949 г. в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод, оборудованный электронной системой управления производственными процессами, а затем аммиачный завод фирмы « Спенсер Кэмикл», отличающийся высокой степенью автоматизации производственных процессов. Бурное развитие химии привело к тому, что только на протяжении 10—15 лет после окончания второй мировой войны были созданы сотни новых материалов, заменяющих металл, дерево, шерсть, шелк, стекло и многое другое.

Ускоренными темпами идет развитие производства синтетических материалов, требующихся для обеспечения технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства. При этом характерным являются рост производства минеральных удобрений, а также ядохимикатов и аммиака, увеличение использования нефтяных и природных газов, нефтепродуктов, коксового газа и продуктов коксования углей для производства синтетических смол, каучука, спирта, моющих средств, высококачественных лаков и красителей, пластмасс, искусственного волокна, электроизоляционных материалов, специальных материалов для машиностроения, радиотехники и др.

В частности, осуществляется внедрение новых эффективных методов синтеза, чтобы избежать расходования огромных количественных пищевых продуктов при производстве изделий технического назначения. Например, расход огромного количества зерна на производство этилового спирта для получения синтетического каучука выдвинул задачу замены пищевых продукто в синтетическим спиртом. Для получения 1 т этилового спирта вместо 4 т зерна или же 10 т картофеля достаточно израсходовать 2 т сжиженного природного газа. Для производства 1 т синтетического каучука вместо почти 9 т зерна или 22 т картофеля достаточно затратить только около 5 т сжиженных газов нефтеперерабатывающих заводов.

Многие экономисты считают, что в ближайшее десятилетие более 50% мировой химической продукции будет получено из нефтяного сырья. Все это говорит о больших достижениях органического синтеза.

Нефтехимический синтезполучение химических продуктов на основе нефти и углеводородных газов синтетическим путём. В производстве продуктов нефтехимического синтеза большое место занимает подготовка углеводородного сырья и получение первичных исходных углеводородов: предельных (парафиновых), непредельных (олефиновых, диеновых, ацетилена), ароматических и нафтеновых. Основная их часть превращается в функциональные производные с активными группами, содержащими кислород, азот, хлор, фтор, серу и другие элементы. Продукция: предельные (алкановые) углеводороды, синтез-газ, галогенопроизводные парафины, непредельные углеводороды, олефины, диены, ацетилен, ароматические углеводороды,

Синтез жидкого топлива. Синтез метанола позволил решить крупнейшую проблему современной химической технологии — синтез жидкого топлива. Заводы, производящие синтетическую нефть, помимо выработки жидкого горючего, являются своеобразными комбинатами по производству самого разнообразного химического сырья для химической промышленности в целом. Они дают сырье для производства моющих средств, смазок и масел, для производства пластических масс, растворителей и т. п.

Производство серной кислоты. Серная кислота, необходима при производстве минеральных удобрений, солей и кислот, красителей и взрывчатых веществ. Она является одним из важнейших химических полупродуктов. Серная кислота стала применяться в металлургии, в нефтяной, текстильной и в ряде других отраслей промышленности. Масштабы производства серной кислоты до некоторой степени стали характеризовать общий уровень промышленного развития той или иной страны.

Синтез аммиака. Синтез аммиака – одна из важнейших отраслей химической технологии. Аммиак – простейшее химическое соединение азота и водорода. Аммиак требуется для современных способов производства серной кислоты.

Производство соды. Сода пищевая - гидрокарбонат натрия, двууглекислый натрий NaHCO3. Сода пищевая называется также питьевой содой. На Руси соду называли "зода" или "зуда". Сода - бесцветное кристаллическое гигроскопичное вещество. Сода хорошо растворяется в воде. Водный раствор питьевой соды имеет слабощелочную реакцию. Шипение соды — результат выделения углекислого газа CO2 в результате химических реакций. Пищевая сода применяется для лечения заболеваний, связанных с повышенной кислотностью; раствор питьевой соды применяется для полоскания горла, для промывания кожи при попадании кислот; пищевая сода применяется для производства в производстве безалкогольных газированных напитков , хлебобулочных и кондитерских изделий ; питьевая сода входит в состав разрыхлителей теста (пекарского порошка) для улучшения свойств теста и качества выпечки.

Роль химических технологий в развитии техники

Начиная с 70-х годов XIX в. химическая технология в той или иной форме проникает почти во все основные отрасли производства.

В теплотехнике применение химии в этот период создало основу для тепловых расчетов котлоагрегатов и двигателей внутреннего, сгорания. Химия определила данные для нахождения показателей качества топлива при сгорании. Формулы Д. И. Менделеева для определения теплотворной способности топлива я в настоящее время являются основой для большинства тепловых расчетов. Процесс электролиза при получении водорода стал использоваться в машиностроении для автогенной сварки и резания металлов. Особенно глубоко внедряется химическая технология в металлургию, где при ее помощи стали получать чистый алюминий и специальные стали.

На развитии химической промышленности начинают во все большей степени сказываться и достижения электротехники. В 60-х годах XIX в. возникает электрохимия в виде электролиза поваренной соли. Получаемые при этом в огромных количествах дешевый хлор и хлоропроизводные имели важное значение для производства искусственных красителей.

Жидкий хлор был использован в военной технике в качестве отравляющего вещества.

Химические продукты также начали широко применять в сельском хозяйстве. Налаживается производство неорганических удобрений — суперфосфатов и др. Добыча и обработка минеральных удобрений в этот период складывается в особую область химии.

Внедрение точных методов химического анализа в изучение биологических процессов, происходящих в почве, позволило создать научную базу для земледелия, повысить урожайность. С конца XIX в. в Западной Европе начинается массовое применение минеральных удобрений, что наряду с другими агротехническими усовершенствованиями за какие-нибудь два десятилетия почти удвоило урожайность пшеницы (в 1910—1913 гг. в Голландии —26 ц с 1 га, в Бельгии — 25 ц, в Германии — 22 ц).

Увеличение городского населения, создание больших городов повлекли за собой развитие пищевой промышленности, которой в XIX в. все возрастающую помощь оказывала химия, изыскивающая новые способы приготовления продуктов питания и вводившая в обиход новые продукты. Совершенно новые возможности открыла химия для производства синтетических веществ. Синтетические вещества, полученные искусственно в химической промышленности, обогатили технику большим числом новых материалов. Химическим путем были получены различные пластические массы, изоляционные материалы, искусственное волокно, искусственные анилиновые красители и др.

В Германии затратили много средств и времени на промышленный синтез индиго. Синтетическим путем индиго был получен в 1880 г. А. Бойром (1835—1917), но потребовалось 17 лет, чтобы сделать рентабельным его промышленное производство. После этого прекратилось возделывание индигоносных растений в Индии, как за четверть века до этого во Франции синтетическое производство ализарина упразднило культуру марены.

Если до появления синтетических веществ химическая промышленность давала лишь продукты, необходимые для осуществления химических процессов, то производство синтетических веществ, зарождающееся в этот период, дало новые материалы для строительства, машиностроения, электротехники, теплотехники и др.

Развитие химии и химической технологии подтверждает мысль К. Маркса, что каждое завоевание в области химии не только увеличивает количество полезных вещей и число полезных применений уже известных веществ, но и вводит отбросы процесса производства и потребления обратно в круговорот процесса воспроизводства, создавая тем самым новые возможности и новые ресурсы.

Химическое и химико-технологическое образование

Химическое и химико-технологическое образование – система овладения в учебных заведениях знаниями по химии и химической технологии, способами применения их к решению инженерно-технологических и исследовательских задач. Подразделяется на общее химическое образование, обеспечивающее овладение знаниями основ химической науки, и специальное химическое и химико-технологическое образование, вооружающее знаниями химии и химической технологии, необходимыми специалистам высшей и средней квалификации для производственной деятельности, научно-исследовательской и преподавательской работы как в области химии, так и в связанных с ней отраслях науки и техники. Общее химическое образование даётся в средней общеобразовательной школе, средних профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. Специальное химическое и химико-технологическое образование приобретается в различных высших и средних специальных учебных заведениях (университетах, институтах, техникумах, училищах). Его задачи, объём и содержание зависят от профиля подготовки в них специалистов (химическая, горная, пищевая, фармацевтическая, металлургическая промышленность, сельское хозяйство, медицина, теплоэнергетика и т.д.). Содержание химического и химико-технологического образования изменяется в зависимости от развития химии и требований производства.

Общее химическое образование. В дореволюционной России общее химическое образование получило развитие преимущественно со 2-й половины 19 в., когда в реальных училищах (до 1872 — реальные гимназии) химия стала преподаваться как самостоятельный учебный предмет. В общегимназическом курсе сведения по химии сообщались лишь в связи с изучением естествознания и физики; с конца 19 в. стали даваться учащимся средних технических (механических, химических, горнозаводских, с.-х.) училищ и некоторых других средних специльных учебных заведений.

После Октябрьской революции 1917 химия преподаётся во всех общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях, она стала одним из средств политехнического образования, связи обучения с социалистическим производством. За годы Советской власти учебные программы по химии в школе [7—10 (11)-е классы] неоднократно перестраивались с учётом важнейших достижений химической науки, требований социалистического производства и научно-технической революции. В них получили отражение основы неорганической [7—9 (10)-е классы] и органической [10 (11)-е классы] химии, введены обязательные лабораторные эксперименты, различные практические занятия, экскурсии на производство и в научные лаборатории. В создание советских школьных учебников и развитие методики преподавания химии большой вклад внесли В. Н. Верховский, П. А. Глориозов, Я. Л. Гольдфарб, Д. М. Кирюшкин, В. В. Левченко, А. Д. Смирнов, Л. М. Сморгонский, В. В. Фельдт, Ю. В. Ходаков, Л. А. Цветков, С. Г. Шаповаленко, Д. А. Эпштейн и др.

В технических средних специальных учебных заведениях нехимического профиля и медицинских училищах даётся, в зависимости от направления подготовки специалистов, больший (по сравнению со средней общеобразовательной школой) объём знаний по отдельным разделам и темам курса химии. Средние учебные заведения химического профиля работают по особым учебным программам изучаемых в них химических дисциплин.

В зарубежных социалистических странах общее химическое образование развивается на единых с СССР научно-методологических и организационно-педагогических основах. В капиталистических странах оно даётся в различных средних учебных заведениях, внутри одного учебного заведения в разном объёме в зависимости от принятой фуркации. Основательное изучение химии как самостоятельного предмета ведётся лишь на академических и естественно-математических профилях и отделениях (США, Великобритания, Франция, Япония и др.), в естественно-математических гимназиях (ФРГ), открывающих путь в университеты или технические высшие учебные заведения.

Специальное химическое и химико-технологическое образование. С конца 17 в. на философских факультетах западно-европейских университетов началось преподавание химии. В России она впервые стала изучаться в Академическом университете по инициативе М. В. Ломоносова, с 1748 читавшего курс физической химии, сопровождавшийся опытами. Практические занятия студентов велись в научно-исследовательских химических лабораториях. С 1755 по его предложению преподавание физической химии вводилось на медицинском факультете Московского университета как имеющее важнейшее значение для аптекарского дела.

С начала 19 в. химия изучается на отделениях физических и математических наук философских факультетов и на медицинских факультетах университетов. Первые в России инженеры-химики подготовлены Петербургским практическим технологическим институтом (основан в 1828, с 1862 высшее учебное заведение, ныне Ленинградский технологический институт им. Ленсовета) — единственным до конца 19 в. высшим учебным заведением России, имевшим самостоятельный химический факультет. С 1863 на физико-математических факультетах университетов создаются кафедры технической и агрономической химии. Со 2-й половины 19 в. содержание специального химического и химико-технологического образования расширяется, приобретает ясно выраженную профессиональную направленность на подготовку исследователей в области химии и смежных с ней наук, инженеров-химиков, преподавателей высших и средних учебных заведений.

Сформировавшаяся в 19 в. русская химическая школа получает мировое признание. Н. Н. Зинин, А. А. Воскресенский, А. М.Бутлеров, Д. И. Менделеев, В. В. Марковников, А. М. Зайцев, Д. П. Коновалов, Н. С. Курнаков, Н. А. Меншуткин, Н. Д. Зелинский и др. стали основоположниками новых направлений в химии и химической технологии, в развитии Х. и х.-т. о. В конце 19 в. химические факультеты для подготовки инженеров-химиков открылись также в 6 технических вузах: Киевском, Варшавском и Рижском политехнических институтах, Харьковском практическом технологическом и Томском технологическом институтах, Московском техническом училище (ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана).

После Октябрьской революции 1917 развитие социалистического производства потребовало расширения сферы практического приложения химии, повышения роли специального химического и химико-технологическго образования, поднятия уровня подготовки как исследователей и преподавателей, так и инженеров-химиков. В начале 1920-х гг. организуются самостоятельные химические отделения в составе физико-математических факультетов университетов. На этих отделениях введены специализации по неорганической, физической, органической, аналитической химии, биохимии и агрохимии. В 1920 создан Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева. С 1929 на базе химических отделений в университетах открываются самостоятельные химические факультеты для подготовки специалистов для научно-исследовательских учреждений и лабораторий химических производств, создаются новые химико-технологические институты.

С середины 1950-х гг. в химии и химической технологии создаются тончайшие методы исследования различных веществ, производятся новые материалы — химические волокна, пластмассы, ситаллы, полупроводники, новые физиологически активные вещества и лекарственные препараты, химические удобрения и инсектофунгициды. Химия проникла во все отрасли науки и народного хозяйства. Химическое образование поэтому стало составной частью подготовки специалистов в политехнических, индустриальных, металлургических, энергетических, электротехнических, машино- и приборостроительных, геологических, горных, нефтяных, с.-х., лесотехнических, медицинских, ветеринарных, пищевой, лёгкой промышленности и др. высших и средних специальных учебных заведениях.

Специалистов для научной и педагогической деятельности готовят главным образом химические факультеты университетов и педагогические институты, а также факультеты химико-биологические, биолого-химические, естествознания и др.

Подготовка специалистов-химиков в советских университетах длится 5 лет (на вечерних и заочных отделениях — до 6). Здесь изучаются специальные курсы неорганической, органической, аналитической, физической, коллоидной химии, кристаллохимии, общей химической технологии, химии высокомолекулярных соединений. Свыше половины учебного времени по специальным дисциплинам занимает работа студентов в лабораториях. Студенты проходят производственную практику (28 нед.) на предприятиях, в научно-исследовательских учреждениях и лабораториях.

Подготовка специалистов по химии и химической технологии и преподавателей для высших учебных заведений продолжается в аспирантуре Наиболее крупными центрами подготовки специалистов-химиков, кроме университетов, являются институты: Московский химико-технологический им. Д. И. Менделеева, Ленинградский технологический им. Ленсовета, Московский институт тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Белорусский технологический им. С. М. Кирова, Воронежский технологический, Днепропетровский химико-технологический им. Ф. Э. Дзержинского, Ивановский химико-технологический, Казанский химико-технологический им. С. М. Кирова, Казахский химико-технологический и др.

Специалисты-химики (техники-технологи) готовятся также в средних специальных учебных заведениях — в химических и химико-технологических техникумах, расположенных, как правило, в центрах химической промышленности, при крупных химических комбинатах. В 1977 свыше 120 таких учебных заведений готовили техников свыше 30 химических и химико-технологических специальностей (химическая технология нефти, газа, угля, стекла и изделий из него, технология химических волокон и др.). Окончившие эти учебные заведения используются на химических производствах в качестве мастеров, бригадиров, лаборантов, аппаратчиков и др. Химико-технологические профессионально-технические училища удовлетворяют потребность в квалифицированных рабочих для различных отраслей химической промышленности.

Совершенствование структуры и содержания химического и химико-технологического образования связано с научной и педагогической деятельностью многих советских учёных — А. Е. Арбузова, Б. А. Арбузова, А. Н. Баха, С. И. Вольфковича, Н. Д. Зелинского, И. А. Каблукова, В. А. Каргина, И. Л. Кнунянца, Д. П. Коновалова, С. В. Лебедева, С. С. Наметкина, Б. В. Некрасова, А. Н. Несмеянова, А. Е. Порай-Кошица, А. Н. Реформатского, С. Н. Реформатского, Н. Н. Семенова, Я. К. Сыркина, В. Е. Тищенко, А. Е. Фаворского и др. Новые достижения химически наук освещаются в специальных химических журналах, помогающих в совершенствовании научного уровня курсов химии и химической технологии в высшей школе.

В развитых странах крупными центрами структуры и содержания химического и химико-технологического образования являются: Великобритании — Кембриджский, Оксфордский, Батский, Бирмингемский университеты, Манчестерский политехнический институт; в Италии — Болонский, Миланский университеты; в США — Калифорнийский, Колумбийский, Мичиганский технологические университеты, Толедский университет, Калифорнийский, Массачусетсский технологические институты; во Франции — Гренобльский 1-й, Марсельский 1-й, Клермон-Ферранский, Компьенский технологический, Лионский 1-й, Монпельеский 2-й, Парижские 6-й и 7-й университеты, Лоранский, Тулузский политехнические институты; в Гепмании — Дортмундский, Ганноверский, Штутгартский университеты, Высшие технические школы в Дармштадте и Карлсруэ; в Японии — Киотский, Окаямский, Осакский, Токийский университеты и др.

Рекомендованная литература

Фигуровский Н. А., Быков Г. В., Комарова Т. А., Химия в Московском университете за 200 лет, М., 1955;

История химических наук, М., 1958;

Ременников Б. М., Ушаков Г. И., Университетское образование в СССР, М., 1960;

Джуа М., История химии, пер. с итал., М., 1975.

Наметкин С.С., Собр. трудов, 3 изд., т. 3, М., 1955; Новые нефтехимические процессы и перспективы развития нефтехимии, М., 1970;

Лебедев Н. Н., Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза, М., 1971;

Черный И. Р., Производство мономеров и сырья для нефтехимического синтеза, М., 1973;

Основы технологии и нефтехимического синтеза, под ред. А. И. Динцеса и Л. А. Потоловского, М., 1960.

Ссылки

  1. Этилен (СН2—СН2) — бесцветный газ, простейший представитель этиленовых углеводородов. Впервые этилен был описан голландскими химиками в 1795 г., а в 1863 г. получен французским химиком М. Бертло. В 1908 г. русский химик Е. И. Орлов синтезировал этилен из окиси углерода и водорода. Во время первой мировой войны в лабораторных условиях было организовано производство этилена с целью получения иприта. Современный промышленный способ получения этилена состоит в его выделении методом глубокого охлаждения и фракционирования из газов пиролиза или крекинга нефти, коксования угля и др. В газах коксовых печей, например, содержится до 60% этилена по объему. Этилен идет для синтеза многих его производных (этиловый спирт, впервые синтезированный еще в 1855 г., окись этилена, используемая для синтеза многих других органических веществ и являющаяся одним из важнейших продуктов в промышленности органического синтеза). Особое значение приобрело получение из этилена полиэтилена — ценного синтетического материала.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.