Зарегистрироваться

ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов

Категории Технологии машиностроения · Транспортная техника · Металловедение · Металлургия ... | Под редакцией сообщества: Технические науки

Адрес организации:
105005, Москва, ул. Радио, д.17
Телефон:
(499)261-86-77
Факс:
(499)267-86-09
Электронная почта:
admin@viam.ru
Сайт:
http://www.viam.ru
Время работы:

В 1932 году по приказу народного комиссариата тяжелой промышленности СССР был создан Всесоюзный (ныне Всероссийский) научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). Целью нового института было «изучение авиационных материалов, изучение сырьевых баз, изыскание новых материалов и внедрение их в производство самолетов и моторов; разработку технологических процессов по производству и применению материалов и полуфабрикатов в моторо-, самолето-, дирижабле- и авиаприборостроении...».

В том же году в ВИАМ была организована лаборатория общего металловедения, коррозии металлов и их защиты (отделы: авиалеса, экспериментальной металлургии, цветных металлов, черных металлов, химико-технологический, химико-аналитический).  Одной из первых разработок института стала высокопрочная сталь «хромансиль» 30ХГСА с прочностью 1600-1700 МПа, что позволило освободиться от экспортных поставок. Тогда же была разработана теория рекристаллизации алюминиевых сплавов.

В 1932-1950 годах в ВИАМ создаются основы теории многоэлектродной структурной коррозии металлов.  В 1937-м разработана авиационная броня, в 1940 году -  высокопрочный древесный композит дельта-древесина. В годы войны в институте создаются мягкие фибровые баки повышенной живучести, недешифруемые маскировочные лакокрасочные покрытия для боевых самолетов, наплавочные сплавы для клапанов авиационных двигателей. В то же время в ВИАМ ведется разработка комплекса материалов, технологий и методов контроля для атомной энергетики.

В послевоенное время в институте появляется сразу несколько новых лабораторий: стандартизации, неметаллических материалов, а также экспериментально-технологическая база неметаллов.

В 1948-1955 годах учеными ВИАМ разработана гетерофазная теория жаропрочности, созданы литейные и деформируемые жаропрочные никелевые сплавы  для газотурбинных двигателей. В 1950-1960 годах разработаны первые герметизирующие материалы  и технологии вакуумно-индукционной плавки, вакуумного дугового переплава жаропрочных сплавов и высокопрочных сталей.

В 1950-1970 годах в ВИАМ разрабатываются основы теории легирования высокопрочных алюминиевых сплавов  и основы технологического процесса точного литья крупногабаритных деталей для изделий авиакосмической техники.

В 1951 году создана первая в СССР лаборатория титановых сплавов, что послужило началом развития титана в стране.  Годом позже разработаны первый отечественный титановый сплав и основы технологии плавки, литья и термомеханической обработки полуфабрикатов из титановых сплавов. В 1975-1995 годах в этой лаборатории созданы серия высокопрочных титановых сплавов и технологии их производства и применения в конструкциях.

В 1955-1956 годах созданы первые бериллиевые сплавы, а в 1958-1968 годах - высокопрочные коррозионностойкие свариваемые стали «стального» истребителя МиГ-25.  В 1960-1970 годах разработана технология точного литья деталей из жаропрочных сплавов, созданы технологические процессы и оборудование для направленной кристаллизации и литья лопаток ГТД с монокристаллической структурой.

В 1955-1975 годах создан и внедрен в ракетной технике класс специальных кислотостойких сталей для работы в сильноокислительных средах. В 1960-1980 годах разработаны литейные высокопрочные коррозионностойкие и конструкционные стали  и литейные высокопрочные жаропрочные сплавы  для литья крупногабаритных фасонных деталей изделий аэрокосмической техники. В то же время разработаны теоретические основы и созданы новые виды полимерных связующих, лакокрасочных материалов, клеев, герметиков, теплозащитных и эрозионностойких материалов, специальных покрытий, многофункциональных неметаллических (радиопрозрачных, радиопоглощающих) материалов.

В 1961-1968 годах разработан комплекс неметаллических материалов (высокопрочные стеклопластики, органические стекла, армирующие наполнители, радиотехнические материалы и др.), обеспечивающих изготовление конструкций для ракетной и авиационной техники. В 1965-1991 годах разработан сверхлегкий свариваемый коррозионностойкий алюминийлитиевый сплав для конструкций планеров самолетов.

В 1970-1990 годах создана лаборатория полимерных композиционных материалов (КМ), разработаны основы материаловедения и технология нового класса конструкционных и многофункциональных КМ, осуществлено внедрение полимерных КМ в конструкции планеров самолетов Ан-124, Ан-225, МиГ-29, Ту-160, Су-26, лопастей и планера вертолетов Ка-32, Ка-50, Ми-26, статорных лопаток и корпусных деталей газотурбинных двигателей Д36, Д18, космических и ракетных комплексов, искусственных спутников Земли и других изделий народного хозяйства.

В 1970-2000 годах разработано более 100 пожаробезопасных материалов для интерьера всех типов пассажирских самолетов и вертолетов, что исключило случаи возгорания материалов интерьера. ВИАМ - единственная организация в странах СНГ, которая располагает всем комплексом испытательного оборудования по оценке пожаробезопасности материалов.

В 1973-1987 годах разработан комплекс уникальных материалов (волокна, теплозащита, клеи, углерод-углеродные материалы, лакокрасочные покрытия), а также средств неразрушающего контроля, обеспечивший создание многоразового космического корабля «Буран».

В 1955-1980 годах созданы высокотемпературных гидравлических жидкостей для сверхзвуковой авиации и взрывопожаробезопасных жидкостей для гражданской авиации, а также противообледенительных авиационных жидкостей.

В 1932-2000 годах разработаны присадочные материалы и припои, созданы технологические процессы сварки и пайки металлических конструкционных материалов.

В 1970-1999 годах в ВИАМ создается и развивается концепция и научные основы получения высокожаропрочных никелевых и интерметаллидных сплавов, а также металлических композиционных материалов.

В 1972-1995 годы создана лаборатория защитных технологических и жаростойких эмалей. Разработаны основы синтеза и технология получения и нанесения нового класса высокотемпературных стеклокерамических покрытий и материалов. Осуществлено внедрение покрытий на заводах различных отраслей промышленности при производстве самолетов МиГ-25, Ил-76, Ан-22, Ту-160, Су-25, Су-27, МиГ-29, практически всех авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных реактивных двигателей. Впервые в мировой практике созданы реакционноотверждаемые покрытия для теплозащиты МКК «Буран». Разработаны научные основы создания керамических, углеродкерамических и стеклокерамических композиционных материалов и покрытий. Разработаны технология и оборудование для высокоградиентного литья монокристаллических лопаток с транспирационным (проникающим) охлаждением и их защиты от высокотемпературной газовой коррозии; созданы высокожаропрочные сплавы с повышенным содержанием рения для газотурбинных двигателей.

В 1980-2000 годах предложена и реализована концепция создания интеллектуальных и адаптирующихся полимерных композиционных материалов. Впервые в мировой практике выполнено крыло обратной стреловидности из адаптирующегося углепластика для самолета С-37.  Начато широкое внедрение полимерных композитов в самолето- и вертолетостроение: Ту-204, Ил-96-300, Ту-334, Ил-114, Ка-62, С-37 и др. Разработана и внедрена концепция комплексной противокоррозионной защиты авиационной техники для эксплуатации в различных климатических условиях.

За последние три года в ВИАМ проведен большой объем работ по восстановлению производственных площадей, созданию новых производственных участков, ремонту, модернизации, обновлению испытательной и исследовательской техники, обучению и воспитанию научных кадров.

Активно развивается сотрудничество с ведущими авиационными фирмами России и мира по созданию и использованию материалов в современных изделиях авиационной техники: А-380 (ЕС), Боинг-787 (США), Ту-204, Ту-334, Бе-200, МС-21, RRJ (Россия).

Разработанные в институте многофункциональные материалы, технологические процессы и установки защищены более 5000 авторских свидетельств и патентов и находят применение во многих отраслях промышленности - авиационной, космической, электротехнической, легкой и пищевой, в тяжелом и энергетическом машиностроении, автомобиле- и вагоностроении, медицине, строительстве, для изготовления товаров широкого потребления, в том числе спортивных товаров.

ВИАМ выполняет заказы на разработку и поставку широкой номенклатуры металлических и неметаллических материалов, покрытий, технологических процессов и оборудования, методов защиты от коррозии, а также средств контроля исходных продуктов, полуфабрикатов и изделий на их основе.

Ежегодно на предприятиях промышленности осваивается около 130 разработок института. ВИАМ заключено более 150 Лицензионных договоров и контрактов с отечественными и зарубежными предприятиями на передачу прав использования патентов РФ и НОУ-ХАУ.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.