Зарегистрироваться

Васильев Николай Александрович

Категории Логика | Под редакцией сообщества: Философия

Васильев Николай Александрович

историк, логик-философ, создатель воображаемой неаристотелевой логики, в которой не действует закон непротиворечия.

историк, логик-философ, создатель воображаемой неаристотелевой логики, в которой не действует закон непротиворечия.

Настоящее имя:
Год рождения:
1880
Годы жизни:
1880 — 1940
Место рождения:
Казань, Россия
Место смерти:
Разделы каталога:
Исторические науки и археология

Николай Александрович Васильев – выдающийся русский логик-философ, один из основоположников неклассической логики. Родился 29 июня 1880 г. в г. Казани. Его отец – Александр Васильевич Васильев – был известным математиком, профессором Казанского университета, пропагандистом идей Лобачевского некоторое время был членом Государственного совета. В 1898 г. Васильев поступает на медицинский факультет Казанского университета, который оканчивает в 1904 г. и некоторое время работает врачом в дер. Шатьма Ядринского уезда. В 1906 г. он защищает на историко-филологическм факультете Казанского университета квалификационную работу «Вопрос о падении Западной Римской империи и античной культуры в историографической литературе и в истории философии в связи с теорией истощения народов и человечества». В 1907 г. читает курс психологии на Казанских высших женских курсах, который издается в 1908 г. В 1910 г. становится приват-доцентом по кафедре философии Казанского университета, читает курсы по логике, философии математики, спецкурсы по логике и метафизике Аристотеля. В 1913 г. публикует статью «Логический и исторический метод в этике (об этических системах Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева)». В 1917 г. становится доцентом, а в 1918 г. профессором. В 1920 г. Васильев возвращается к исследованиям в области психологии, возглавив научную группу в Казанском университете. В начале 1920-х гг. обостряется душевная болезнь, и Васильев покидает университет. Его помещают в университетскую клинику, выделяют специальный кабинет, где он работает в периоды кратковременных улучшений. Умер Васильев 31 декабря 1940 г.

Основной вклад Васильева в отечественную и мировую науку содержится в трех его развернутых статьях по логике, опубликованных в короткий временной интервал – в период с 1910 г. по 1913 г. Первая работа – «О частных суждениях, о треугольнике противоположностей, о законе исключенного четвертого» («Ученые записки Казанского университета», 1910) – содержит критику частных суждений в их аристотелевском понимании (где квантор «некоторые» трактуется как «по крайней мере один, а может быть, и все»). Такие суждения, по Васильеву, продиктованы неполнотой знания и скрыто содержат в себе задачу выяснить, все ли упомянутые предметы обладают неким свойством, или не все. Васильев строит систему силлогистики с тремя типами высказываний:  общеутвердительными – «Все S есть P», общеотрицательными – «Ни один S не есть P» и определенно-частными (акцидентальными) – «Только некоторые S есть P», предлагая на смену логическому квадрату традиционной логики так называемый треугольник противоположностей. Во второй работе – «Воображаемая (неаристотелева) логика» («Журнал Министерства народного просвещения», 1912) – Васильев, вдохновленный идеей неевклидовой геометрии Лобачевского, предпринимает попытку построения логической системы, в котором отсутствует закон непротиворечия, а именно, допускается, что предмет может одновременно обладать и не обладать неким свойством. В язык воображаемой логики наряду с утвердительными и отрицательными вводятся так называемые индифферентные (т.е. противоречивые) высказывания, содержащие связку «есть и не есть одновременно», которые, согласно Васильеву, могут оказаться истинными в одной из альтернатив нашему реальному миру. Также здесь высказывается идея построения «логики n измерений» (логики с n различными типами качества суждений), частными случаями которой являются стандартная силлогистика (логика двух измерений) и воображаемая логика (логика трех измерений). Основной тезис третьей работы – «Логика и металогика» («Логос», 1913) – необходимость различения двух уровней логического знания: «эмпирической» логики, основанной на принятии или отбрасывании предпосылок онтологического характера, и металогики – логики познающего субъекта, законы которой содержат минимум логического, не зависят от принимаемой онтологии и неизменны.

Работы Васильева были замечены некоторыми известными логиками того времени, в научной периодике публиковались рецензии на его статьи, однако вскоре его логические идеи были забыты. Ситуация изменилась в 60-х годах ХХ столетия. Логические идеи Васильева вызвали живой интерес у специалистов, разрабатывавших новое оригинальное направление в неклассической логике – паранепротиворечивую логику. Теории, строящиеся на основе паранепротиворечивых логик, допускают принятие в качестве законов противоречащих друг другу утверждений вида А и неверно, что А, однако наличие противоречия не тривиализирует теорию: если в классической логике из противоречия выводимо любое утверждение, то в теориях, построенных на базе паранепротиворечивой логики, это не так – в них имеются недоказуемые утверждения. Тезис Васильева о возможности построения системы корректных рассуждений, относящихся к противоречивой онтологии, оказался созвучным исходным содержательным установкам, лежащим в основании паранепротиворечивой логики. Бразильский логик Аида Арруда построила ряд паранепротиворечивых логических систем, названных ею «васильевскими». Огромное значение в возрождении интереса к логическим идеям Васильева имели исследования В.А. Смирнова и В.А. Бажанова, результатом которых стала публикация  сборника его работ (Васильев Н.А. Воображаемая логика. Избранные труды. М.: Наука, 1989).

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.