Зарегистрироваться

Зиммель Георг

Категории Социология культуры и духовной жизни · Социальная структура, социальные институты и процессы | Под редакцией сообщества: Социология

Зиммель Георг

философ и социолог, создатель теории анализа социального взаимодействия, автор фундаментальных работ по социологии культуры, один из основоположников конфликтологии

философ и социолог, создатель теории анализа социального взаимодействия, автор фундаментальных работ по социологии культуры, один из основоположников конфликтологии

Настоящее имя:
Год рождения:
1858
Годы жизни:
1858 — 1918
Место рождения:
Берлин, Германия
Место смерти:
Страсбур, Германия
Разделы каталога:
Религиозная литература, Философские науки , Социологические науки

Зиммель (Simmel)Георг (1858–1918) – видный немецкий философ и социолог, основоположник так называемой формальной социологии.

С 1901 г. – экстраординарный профессор Берлинского, с 1914 г. – профессор Страсбургского ун-та: автор более 30 книг, посвященных фи­лософии культуры, социологии, этике, эстетике, истории философии, в том числе «Социальная дифференциация» (1890); «Введение в моральную науку» (1892–1893); «Философия денег» (1900); «Кант» (1904); «Социология» (1908); «Оновные проблемы философии» (1910); «Философская культура» (1911); «Рембрант» (1916); «Созерцание жизни» (1918) и др.

Зиммель был младшим из семи детей. Его отец – еврейский купец, перешедший в христианство, умер, когда Зиммель был еще юношей. Закончив гимназию, он изучал философию и историю в Берлинском университете. В 1881 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную монадологии Канта. От философии через психологию пришел в социальные науки.

Различают три этапа духовной эволюции Зиммеля – натуралистический, неокантианский и период философии жизни. Отличительной чертой социологии Зиммеля выступает ее философская глубина. Рассуждения Зиммеля о социальной реальности, культуре, отчуждении, законах, разделении труда, власти и насилии, социальной дифференциации, взаимоотношении общества и индивида пропитаны теоретико-познавательными экскурсами, методологической рефлексией по поводу самих оснований знания.

Основной вклад в мировую социологию заключается в разработке им идей формальной, или «чистой» социологии, которую он рассматривал в качестве геометрии социального мира. Подобно тому, как геометрия располагает и измеряет любые отношения в пространстве, социология очерчивает контуры социального универсума, который закрыт от нас самих нашими же эмоциями и идеями. Подобная форма есть попросту отношение между индивидами, рассматриваемое отдельно от тех объектов, которые выступают предметом их желаний. Одна и та же форма характеризует группы, преследующие различные идеи, в эпохи, отдаленные друг от друга, хотя, с другой стороны, одни и те же вспышки душевного подъема (например, революционные чувства) могут развиваться в самых различных институтах. Это и позволяет отделить форму от содержания, выделить абстрактное общество как результат взаимодействия индивидов в противоположность реальному обществу, созданному живыми людьми во всем их многообразии и целостности интеллекта и чувств».

Первопричиной фундаментальных сдвигов в современной культуре выступают у него разделение и специализация труда. Они привели к отрыву содержания социальных отношений от их ценности, к превращению его содержания в самодовлеющую игровую форму. Это есть процесс релятивизации культурных содержаний. Социальная форма, или форма социации людей, объективно ставшая уже смыслообразующим центром новой культурной реальности, становится основным предметом изучения в социологии Зиммеля. История общества есть нарастающая интеллектуализация социальной жизни, и вместе с тем – усиление влияния принципов денежного хозяйства. Действие этих двух важнейших «форм социации» ведет к всеобщему отчуждению, которое сопровождается ростом индивидуальной свободы. Сущностное ядро современной культуры образуют интеллект и деньги, которые, с одной стороны, дифференцируют, а с другой – связывают интегрируют различные элементы социокультурного космоса – от экономических отношений до способов выражения эмоциональных состояний.

Формой социации может быть:

  1. социальный процесс, например, мода, где человек одновременно и отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность группе, или более крупномасштабное явление, такое, как разделение труда;
  2. житейские ситуации (тяжба, обмен, общение) и социальные нормы (честь, обычай);
  3. социальные типы (циник, бедняк, аристократ, кокетка), которые формируются благодаря включенности человека в устойчивые структуры отношений, в результате чего и сам индивид наделяется некоторыми сущностными характеристиками как устойчивыми постоянными чертами, существующими независимо от конкретного взаимодействия;
  4. группы (семья, тайное общество, политическая партия), элементы групповой структуры и процессы (иерархия, централизация, господство и подчинение, формальные организации). Сам Зиммель не оставил точной классификации форм социации, а их систематизацией занимались скорее его критики и историки.

Зиммель дал анализ и критику современной культуры, структуры и функционирования капитализма, высказал множество ценных идей для социологии культуры; города, семьи и пола; социологии конфликта; социологии религии. Рассматривая современный индустриальный труд, перемещение и подготовку рабочей силы, различия умственного и физического труда, отношения лидерства и аутсайдерства, господства и подчинения, денежного обмена ан бирже, меновой и потребительской стоимости, социальной дифференциации групповой структуры, Зиммель заложил основы современной экономической социологии.

 

Соч.: Philosophie des Geldes. Lpz.. 1900; Soziologie Lpz., 1908; Schriften zur Soziologie. Fr./M., 1983; Зиммель Г. Избранное: Т. 1-2. / Пер. М.: Юристъ, 1996. Т. 1. Философия культуры. Т. 2. Созерцание жизни; Зиммель Г. Экскурс по проблеме: Как возможно общество // Вопросы социологии. 1993. № 3. С. 16-26; Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 114-119; Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // Социологические исследования. 1984. № 2. С. 170–176; Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 114–119; Зиммель Г. Как возможно общество? // Социологический журнал. 1992. № 2. С. 102–114.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Зиммель Георг

Название Год Текст Тип Действия
1. Понятие и трагедия культуры
1912
Зиммель подчеркивает собственный смысл сфер культурных ценностей. Наука и техника, искусство и мораль образуют фактические связи, обладающие собственными притязаниями на значимость, которым приходится покоряться познающему, производящему, творческому и практически судящему и действующему субъекту.