Зарегистрироваться

Вебер Макс

Категории Социология · Философия · Экономика · История культуры ... | Под редакцией сообщества: Социология

Эта версия статьи от 28 Сентябрь 2010 15:19, редактировал Кравченко Альберт Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Вебер Макс

философ, социолог, культуролог, историк, экономист; основоположник понимающей социологии и теории социального действия; основополагающие труды по теории и методологии социологии

философ, социолог, культуролог, историк, экономист; основоположник понимающей социологии и теории социального действия; основополагающие труды по теории и методологии социологии

Настоящее имя:
Вебер Максимилиан Карл Эмиль
Год рождения:
1864
Годы жизни:
1864 — 1920
Место рождения:
г.Эрфурт, Германия
Место смерти:
Мюнхен, Германия
Разделы каталога:
Экономические науки , Культурология, Философские науки , Социологические науки, Художественная литература и публицистика

Вебер, Макс (1864–1920) – великий немецкий философ, социолог, культуролог, историк, экономист; основоположник понимающей социологии и теории социального действия; основополагающие труды по теории и методологии социологии. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма.

Отец его юрист, выходец из семьи промышленников и купцов, занимавшихся текстильным делом. Его мать, Элен Валленштайн-Вебер, была женщиной высокой культуры, серьёзно занималась проблемами религии и социальными вопросами. В салоне своих родителей молодой Вебер встречал многих известных представителей интеллигенции и политиков: Дильтея, Моммзена, Зибеля и др. В 18 лет Макс Вебер поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. Одновременно с правом изучает экономику, историю и философию.

В 1883 г. после трех семестров учебы в университете в течение года находился на военной службе в Страсбурге, сначала в качестве простого солдата, а затем офицера имперской армии. В 1889 г. он защитил диссертацию «К истории торговых обществ в средние века» и через 4 года женился. Изучает итальянский и испанский языки. Вступает в адвокатский корпус Берлина.

В 1891 г. пишет диссертацию «Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права», после чего его приглашают на должность профессора кафедры факультета права Берлинского университета.

Преподавал во Фрайбургском (1893–1896), Гейдельбергском (1896–1898, 1902–1919)  и Мюнхенском (1919–1920) университетах. В 1904 г. он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. В 1905 г. внимание Вебера привлекает русская революция, и, чтобы читать в оригинале, он изучает русский язык. В 1909 г. основал «Немецкое социологическое общество» – ведущее научно-исследовательское общество своего времени. В 1907 г. Макс Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике.

Энциклопедически образо­ванный ученый он внес неоценимый вклад практически во все сферы социо­логии. Одновременно занимался политэкономией, экономической историей, психологией, этнографией, религиоведением. Его многотомное наследие, включающее работы по социологии и политологии, религии и экономике, методологии науки, пропитано сравнительно-историческим подходом. Главный труд Вебера – трактат по общей социологии, которой он называл «Хозяйство и общество» (в английском издании – «Экономика и общество»), был опубликован уже после смерти автора.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам. Он трактовал социологию как понимающую науку. Основные категории понимающей социологии – это поведение, действие и социальное действие. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. Наряду с этим социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину, применяя статистические приемы.

Для сравнения различных исторических эпох и порождаемых ими типов общества, сконструировал знаменитую концепцию идеальных типов, при помощи которых намеревался определить, в какой мере эмпирическая реальность расходится с теоретической конструкцией. “Идеальный тип” использовался В. как эвристический инструмент, с помощью которого он намеревался открыть: а) сходные черты в исторических событиях, что было первым шагом на пути причинного объяснения, б) несходство и отличие похожих явлений (отрицательное сравнение), которое позволяло уйти в сторону от всеобщих универсальных схем эволюционно-прогрессивистского образца.

Начинал свою научную деятельность с исследований в области экономической истории. Его диссертация, посвященная средневековым торговым компаниям, выполнена в духе исторической политэкономии. С самых первых работ Вебер заявляет основные принципы своей методологии:

  1. тесная связь эмпирической социологии с исторической;
  2. первичность социокультурных факторов (в частности, религии) при объяснении экономического и трудового поведения.

Средний период творчества – с точки зрения социологии – отмечен его участием в эмпирических исследованиях в промышленности, и только поздний дает необходимые источники для идей Вебера как вполне определившегося теоретического социолога. В 1905 г. появляется всемирно известная книга «Протестантская этика и дух капитализма», а в 1922 г. посмертно выходит фунда­ментальная работа «Хозяйство и общество».

Для сравнения различных исторических эпох и порождаемых ими типов общества, сконструировал знаменитую концепцию идеальных типов, при помощи которых намеревался определить, в какой мере эмпирическая реальность расходится с теоретической конструкцией. “Идеальный тип” использовался Вебером как эвристический инструмент, с помощью которого он намеревался открыть:

  • сходные черты в исторических событиях, что было первым шагом на пути причинного объяснения,
  • несходство и отличие похожих явлений (отрицательное сравнение), которое позволяло уйти в сторону от всеобщих универсальных схем эволюционно-прогрессивистского образца.

Продолжая традиции неокантианства и философии жизни, Вебер заложил основы понимающей социологии. М. Вебер, ориентировавшийся на неокантианскую философию, считал, что реальны только индивиды, которых и должна изучать социология. Социолог не может познать такие абстрактные сущности, как народ вообще, класс вообще, государство вообще. Их составляют конкретные индивиды, изучая поведение, мотивацию и ценностные ориентации которых, можно затем определить контуры народа, класса, государства.

Анализируя мотивы и ориентацию на значимых других как основу человеческого поведения, Вебер создал типологию социального действия (целерациональное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное), которая легла в основу современной социологии. Логика социологического изучения социального действия должна строиться таким образом, чтобы каждое отдельное действие можно было поместить в цепочку других мотивируемых и рационально понятых движений. Вебер исключил традиционное и аффективное действие из предмета социологии, так как не считал их социальным действием, но включил в него целенаправленное и ценностно-рациональное поведение.

Добиваясь единства естественных и гуманитарных наук, Вебер предложил объединить в социологии два метода – качественный, направленный на постижение скрытых мотивов и присущий гуманитарному знанию, и количественный, призванный измерять степень корреляции повторяющихся действий на основе статистических связей, присущий естествознанию. Социальную реальность, по Веберу, надо, во-первых, интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков, сопереживая с другими, во-вторых, объективно измерять при помощи статистики. Оба метода не противостоят друг другу, они дополнительны и только в совокупности дают полную картину реальности. Вебер резко выступал против психологизации социологии и использования в ней оценочных суждений, основанных только на субъективных мнениях ученого.

С самых первых работ Вебер заявляет принципы своей методологии:

  1. тесная связь эмпирической социологии с исторической;
  2. первичность социокультурных факторов (в частности, религии) при объяснении экономического и тру­дового поведения.

В методологии М. Вебера можно выделить несколько основных моментов:

  1. концепция идеального типа,
  2. метод причинно-следственного (каузального) объяснения,
  3. принцип сопереживающего понимания мотивов поведения,
  4. принцип отнесения к ценности.

Идеальный тип – теоретическая конструкция, не существующая в реальности, но подмечающая в ней самые характерные, сущностные признаки. Он указывает на то, каким должно быть данное явление, а не на то, каким оно есть в реальности.

Среди его работ есть и такие, которые посвящены проблемам социологии труда, экономической социологии и социологии бюрократии. Известно, что он участвовал в нескольких эмпирических исследованиях, где изучались вопросы мотивации и ценностные ориентации рабочих, взаимоотношения между работодателем и рабочим, а также психофизиологические характеристики труда, такие как монотонность и усталость. В своих исторических произведениях М. Вебер огромное внимание уделял анализу форм и типов капитализма, эволюции рынка, биржи, распределения и обмена и т.п.

В 1905 г. появляется всемирно известная книга «Протестантская этика и дух капитализма», а в 1922 г. посмертно выходит фундаментальная работа «Хозяйство и общество». Суть его социологии капитализма отражают следующие выводы:

  1. капитализм – это универсально-исторический процесс, охватывающий всю историю человечества,
  2. в разные эпохи различные страны, начиная с древнего Китая, Египта, Вавилона, предпринимали попытки приблизиться к рациональному (правильному, цивилизованному) капитализму, но удалось это сделать только нескольким наиболее развитым странам Западной Европы в Новое время,
  3. ключевым моментом, предопределившим успех стран Запада в построении капитализма, явилась не развитая промышленность или экономика, не преимущества политического устройства, а особый тип религии – протестантизм,
  4. существует множество форм капитализма, среди них только одна является истинной, а все другие – ложными подобиями.

Макс Вебер – соотечественник К. Маркса – жил в одно время с Э. Дюркгеймом. Тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид, обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие.

М. Вебер выделил три критерия социального класса:

  1. экономический порядок – распределение богатства;
  2. статусный порядок – распределение престижа или статусов;
  3. политический порядок – распределение власти.

Статус и власть зависят от экономической позиции, но могут достигаться независимо от нее, например, через принадлежность к ведущей политической партии или религии. Некоторые занятия высоки на экономической шкале, но низки на шкале статуса и наоборот. Вебер точно предсказал подъем нового среднего класса – бюрократов, менеджеров, учителей, социальных работников и т.д., которые не владеют средним уровнем, но которые и не считают себя частью рабочего класса.

М. Вебер известен как создатель классической теории бюрократии, вошедшей во все учебники мира. Первоначально этим термином он обозначал рациональную организацию, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Немецкий социолог лишил бюрократию не только эмоционально-негативного оттенка, но и идеологического подтекста, характерного, например, для марксистской интерпретации. Он обозначил им специфическое явление - систему организации с ярко выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений, иерархическим строением и управленческой структурой.

Все достижения М. Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. Социология Вебера оказала фундаментальное влия­ние на западную социологию ХХ в. Интерес к ней не угасает многие десятилетия, а в середине 1970-х и конце 1980-х гг. он перерос в своеобразный “веберовский ренессанс”.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Вебер Макс

Название Год Текст Тип Действия
1. Основные социологические понятия
1913
Работа выдающегося социолога и философа М.Вебера посвящена проблеме своеобразия методологии социально-исторических дисиплин. Особое внимание в ней уделено обоснованию тезиса о социологии как «понимающей науке». В этой связи М.Вебер разрабатывает соответствующий терминологический аппарат. В данном произведении даны определения основных понятий его концепции, таких, например,...
2. Протестантская этика и дух капитализма
1904
Одно из наиболее популярных произведений выдающегося социолога М.Вебера. Этой работой начинаются веберовские исследования в области социологии религии. Данный труд посвящён выявлению связи между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Намеченная в «Протестанской этике» тема – связь и взаимовлияние религии и экономики – сохраняет своё значение и...
3. Критические исследования в области логики наук о культуре
1906
Работа одного из величайших немецких мыслителей М.Вебера посвящена проблемам методолгии социально-исторических дисциплин. В данном произведении М.Вебер полемизирует с Э.Майером по вопросу о возможности исторического познания. Вебер на первый план выдвигает ключевую задачу методологии исторического знания – осмысленно-критическое формирование аппарата исследования, прежде...
4. Политика как призвание и профессия
1919
Работа знаменитого социолога Макса Вебера посвящена пониманию того, что же такое политика и как она зародилась. Также автором рассмотрен вопрос: заниматься политикой - это профессия, которой можно научится или же истинное призвание.
5. Наука как призвание и профессия
1918
Доклад, прочитанный Вебером зимой 1918 года в Мюнхенском университете, стал по сути программной речью, подводящей итог более чем тридцатилетней деятельности ученого в области политической экономии, социологии, философии истории. Перевод Ю.Давыдова
6. История хозяйства
1924
Вебер прослеживает зарождение и развитие мирового хозяйства с древних времён до XVIII века. В то же время он рассматривает развитие мирового хозяйства на уровне развития семьи, рода, ремёсел, торговли, отдельных отраслей промышленности, а также других видов хозяйственной деятельности человека, влиявшие на это развитие.
7. Город
1920
Эта работа знаменитого немецкого социолога Макса Вебера анализирует различные типы городов и рассматривает обстоятельства, приводящих к их формированию. Перевод с немецкого М.И. Левиной

Произведения, посвященные: Вебер Макс

Название Год Текст Тип Действия
1. Речь памяти Макса Вебера
1920
Выступление перед студентами Гейдельбергского университета на траурном заседании 17 июля 1920 года.