Чаянов Александр Васильевич
Чаянов Александр Васильевич
экономист-аграрник, социолог, социальный антрополог, литератор; глава организационно-производственной школы, исследовавшей проблемы крестьянской экономики, автор всемирно известной теории трудового крестьянского хозяйства, основатель крестьяноведения
- Годы жизни:
- 1888 — 1937
- Место рождения:
- Москва, Российская Империя
- Место смерти:
- Алма-Ата, СССР
- Разделы каталога:
- Художественная литература, Художественная литература и публицистика
Чаянов Александр Васильевич (1888–1939) – выдающийся русский экономист-аграрник, социолог, социальный антрополог, литератор; глава организационно-производственной школы, исследовавшей проблемы крестьянской экономики, автор всемирно известной теории трудового крестьянского хозяйства, основатель крестьяноведения.
Родился в купеческо-мещанской семье выходцев из крестьян. Получил хорошую домашнюю подготовку, рано обнаружив интерес к естественным наукам. Окончив частное реальное училище Воскресенского, поступил в 1906 г. в Московский с.-х. институт (МСХИ: позже – Петровская, ныне Тимирязевская с.-х. академия)[1], где преподавали профессора Д.Н. Прянишников, А.Ф. Фортунатов, Н.Н. Худяков. Его однокурсником был Н. И. Вавилов. В год окончания института (в 1911 г.) А.В. Чаянов уже был автором 18 печатных работ, которые были по достоинству оценены не только в институте, но и в кооперативно-агрономических кругах. Испытав влияние революционных идей 1905-1907 гг., стал убеждённым социалистом, но беспартийным.
С увлечением занимался в студенческом научном агрономическом кружке, в каникулы 1908 и 1909 гг. ездил за границу, знакомился с организацией агрономии и сельскохозяйственной кооперации Италии и Бельгии. Он принял Февральскую и после колебаний Октябрьскую революцию, став в 1918 доктором наук, профессором Петровской сельскохозяйственной академии. В 1920-е годы выдвинулся в число ведущих теоретиков в аграрной науке, хотя он занимал очень высокие посты. В октябре 1917 г. ему довелось даже две недели пробыть товарищем министра земледелия во Временном правительстве; а в 1921-1922 гг. он формировал планы Наркомзема.
В 1930 г. был арестован. Ему предъявлено обвинение в принадлежности к мифической “Трудовой крестьянской партии”, о которой он не имел ни малейшего представления. Отсидев 4 года в тюрьме, А.В.Чаянов был сослан в Алма-Ату, где какое-то время работал в республиканском комиссариате земледелия. В 1937 г. вновь судим Особым совещанием при НКВД СССР и в тот же день расстрелян. Чаянов погиб в возрасте 49 лет. Его жена, просидевшая в лагерях с небольшими перерывами 18 лет, умерла в 1983, так и не добившись реабилитации мужа, объявленной Верховным судом СССР 16 июля 1987[2].
В числе более 200 научных работ, принадлежащих перу А.В. Чаянова, ведущее место занимают такие, как “Очерки трудового хозяйства”, “Организация крестьянского хозяйства”, “Основные идеи и методы общественной агрономии”, “Краткий курс кооперации”, “Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации”.
Человек энциклопедических познаний и широких интересов, А.В. Чаянов получил известность как литератор, автор стихов («Лялина книжка», 1912), повестей[3], коллекционер икон и гравюр, сам гравировавший по дереву и написавший ряд интересных работ по истории искусства («Старая западная гравюра», 1926), знаток истории Москвы («История Миусской площади», 1918; «Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем», 1925), читавший лекции в Народном университете им. А.Л. Шанявского и в Московском университете, страстный библиофил, собравший уникальную библиотеку. Он был великим ученым с душой поэта, занимался теорией крестьянского хозяйства и писал романтические повести[4]. Наряду со специальными экономическими работами его перу принадлежат несколько книг по истории Москвы и ее окрестностей, искусствоведческие исследования, пять повестей в стиле социальной утопии и фантастики, сборник стихов и, наконец, детективный сценарий, по которому в 1928 г. был поставлен фильм «Альбидум». В ярославской тюрьме он писал «Историю западно-европейской гравюры». Романтик и мечтатель, Чаянов не был абсолютно чужд духу революции и социалистических преобразований, но с советской властью ему оказалось не по пути. Из 300 опубликованных работ по организации и экономике сельского хозяйства 67 – книги. В тюрьме написано еще пять-семь книг.
Историки выделяют в творчестве А.В.Чаянова четыре периода: 1908–1917 гг.; октябрь 1917 – март 1921 г.; апрель 1921–1926 г.; 1927–1930 гг.[5] Главным явился период нэпа, когда была опубликована последняя редакция книги “Организация крестьянского хозяйства”.
С ранних лет А.В.Чаянов проявил интерес к социально-экономической и социологической проблематике. Один из его многочисленных докладов, прочитанных в годы учебы в Петровской сельскохозяйственной академии (Москва), назывался “Дарвинизм и социология”. Создавая впоследствии свою теорию крестьянского трудового хозяйства, А.В.Чаянов постоянно держал в поле зрения в том числе и социологические аспекты экономических явлений и процессов. Еще на студенческой скамье он увлекается бюджетными обследованиями, которые сыграли заметную роль в обогащении эмпирического обоснования его теории. Молодой Чаянов объездил центральные и северные губернии России, изучая бюджеты крестьянских семей, зарождающиеся кооперативные связи, анализу которых он посвятил три своих первых научных публикации (1909).
Сдав в 1912 г. магистерский экзамен и завершив годичную стажировку в Западной Европе, Чаянов пишет книгу “Очерки теории трудового хозяйства”, чем вносит важный вклад в формирование нового организационно-производственного направления русской экономической мысли. На протяжении всей своей творческой биографии он ведет не только активную преподавательскую деятельность и занимается многочисленными аграрными исследованиями, но не менее активно участвует в политической жизни страны.
Венцом политической карьеры А.В.Чаянова в дореволюционный период было выдвижение его на пост товарища министра земледелия в последнем составе Временного правительства. После Октябрьской революции 1917 г. он вместе с видными экономистами-аграрниками того времени (С.Л.Маслов, Н.Д.Кондратьев, Н.В.Крылов, А.Н.Минин, Д.Г.Лихоносов и др.) участвует в практической реализации ленинского плана кооперации. Летом 1917 г. ученый выдвинул план реконструкции аграрного сектора: передача земли в собственность трудового крестьянства, введение трудовой собственности на землю (без права купли-продажи участков), передача государству помещичьих хозяйств и имений, введение единого сельхозналога для частичного изъятия дифференциальной ренты. Чаянов выступал против уравнительного наделения крестьян землёй. Он исходил из двойственного критерия аграрного переустройства: повышения производительности труда и демократизации распределения национального дохода.
С 1919 г. А.В.Чаянов сосредоточивает свою деятельность в Народном комиссариате земледелия и на преподавании в МСХИ. В 1923 г. в Москве создается Институт сельскохозяйственной экономии, который возглавляет А.В.Чаянов. К середине 1920-х годов институт стремительно разрастается, и некоторые направления оформляются в качестве самостоятельных заведений. Так в самостоятельный Конъюнктурный институт выделилось возглавляемое Н.Д.Кондратьевым направление по изучению цен, который отныне сосредоточился на изучении всей мировой экономики.
Постепенно чаяновская теория крестьянской кооперации вошла в противоречие с практикой коллективизации села большевиков. Роковую роль для А.В.Чаянова сыграла дискуссия 1927 г. о дифференциации крестьянства. А.В.Чаянова, Н.Д.Кондратьева и их соратников обвинили в защите индивидуального хозяйства и класса кулаков. В 1928 г. последовали “оргвыводы”: Чаянову пришлось покинуть пост директора института, который вскоре был преобразован в НИИ крупного социалистического хозяйства. Вероотступников принудили к публичному покаянию. Начинается цепь судебных процессов. Наступающая коллективизация окончательно похоронила чаяновские планы кооперирования крестьянства. В 1929 г. состоялась знаменитая конференция аграрников-марксистов, где И.В.Сталин подверг резкой критике взгляды А.В.Чаянова, политические ориентации которого действительно были близки Н.И.Бухарину.
Оценивая сегодня работы А.В.Чаянова и прежде всего дореволюционного периода, экономисты выделяют два бесспорных теоретических завоевания: идею организационного плана и концепцию трудопотребительского баланса. “Они составили в сущности ядро теории некапиталистического предприятия, планирующего свою работу в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей своих членов”[6]. Чисто эмпирическим путем, а именно через изучение бюджетов крестьянских хозяйств, А.В.Чаянов пришел к выводу о том, что конституирующим ядром семейного хозяйства крестьянина выступает организационный план. “Организационный план раскрывал внутреннюю структуру хозяйства, взаимосвязи различных отраслей хозяйства, сочетание сельского хозяйства и промыслов. Денежный бюджет хозяйства, оборот денежных средств и продуктов. Распределение трудовых затрат крестьянской семьи во времени и по различным отраслям и видам деятельности. Он отражал изменения, которые происходили в крестьянском хозяйстве под воздействием местного рынка, общей экономической конъюнктуры”[7]. План включал следующие пункты: баланс труда (земледелие-промыслы), баланс средств производства (скот-инвентарь), денежный бюджет (доходы-расходы).
Он выступал против огосударствления кооперативов. Выгодность кооперации, по мнению Чаянова, заключается в относительно низких ценах на продукцию и в дополнительном доходе её членов. В годы организации совхозов (1928–1930) Чаянов предложил оценивать их деятельность по степени выполнения государственного плана с точки зрения учета интересов региона и по уровню прибыльности самого предприятия. Однако проблема индивидуальной мотивации труда, занимавшая ранее одно из центральных мест в работах учёного, в 1928–1930 гг. не исследовалась. А.В. Чаянов доказал преимущества кооперирования отдельных видов деятельности крестьянских хозяйств, т.е. вертикальной концентрации перед артелями (колхозами), коммунами т.е. горизонтальной концентрацией, где обобществлялась вся собственность и, в том числе, крестьянский труд.
Распространенной в советской экономической литературе схеме «кулак – середняк – бедняк» Чаянов противопоставлял собственную классификацию, включающую шесть типов хозяйств: 1) капиталистические, 2) полутрудовые, 3) зажиточные семейно-трудовые, 4) бедняцкие семейно-трудовые, 5) полупролетарские, 6) пролетарские. Чаянов выдвинул план разрешения социальных противоречий в деревне через кооперативную коллективизацию различных типов хозяйств (со 2-го по 5-й) и кооперативный кредит.
Крупное достижение Чаянова – теория дифференциальных оптимумов сельскохозяйственных предприятий. Оптимум имеется там, где «при прочих равных условиях себестоимость получаемых продуктов будет наименьшая»[8]. Оптимум зависит от природно-климатических, географических условий, биологических процессов. Все элементы себестоимости в земледелии Чаянов разделил на три группы: 1) уменьшающиеся при укрупнении хозяйств (административные расходы, издержки по использованию машин, построек); 2) увеличивающиеся при укрупнении хозяйств (транспортные издержки, потери от ухудшения контроля за качеством труда); 3) не зависящие от размеров хозяйств (стоимость семян, удобрений, погрузочно-разгрузочные работы). Оптимум сводится к нахождению точки, в которой сумма всех издержек на единицу продукции будет минимальной.
Ни одна классическая теория политэкономии не может объяснить странного парадокса: почему при небывалом росте спроса на ту или иную продукцию, фермерское и крестьянское хозяйство, достигнув некой критической черты, не откликается на него адекватным расширением предложения. Все теории, объясняющие развитие капиталистической экономики, созданные 100 или 10 лет назад, указывают на неизменный закон рыночного общества: как только растет спрос, вслед за ним немедленно растет предложение, и наоборот, когда падает спрос, снижается и предложение. Так действуют нефтяные компании, торговые фирмы, брокерские конторы, маркетинговые сети, финансовые холдинги, магазины, склады, фабрики и даже книжные киоски. Не подчиняется универсальному требованию только крестьяне и фермеры.
Зарубежные ученые долго ломали голову над странной ситуацией, пока в одной из библиотек не обнаружили книгу русского мыслителя А.В.Чаянова, умершего много десятилетий назад, изучавшего далекую Россию, никак не похожую на Америку или Западную Европу, и писавшего о крестьянском хозяйстве, которого никогда не было и уж тем более не осталось ныне ни в одной из развитых промышленных держав. Писал о далеком, а оказалось, что говорил он о самом близком и актуальном.
Было очевидно, что на селе действует какая-то другая, чем на капиталистическом предприятии мотивация труда и формы экономического поведения. Возможно, что здесь вообще не применимы никакие дотоле известные законы политэкономии.
Как удалось выяснить Чаянову, мотивация труда в крестьянском хозяйстве – это не мотивация предпринимателя, получающего «в результате вложения своего капитала разницу между валовым доходом и издержками производства, а скорее мотивация рабочего, работающего на своеобразной сдельщине, позволяющей ему самому определять время и напряжение своей работы[9]. Традиционная форма деятельности крестьянина – результат его длительной адаптации к условиям натурального хозяйства, нерыночной экономики, которая возникла еще при феодализме, но сохранилась и при капитализме. Исторически она намного старше капитализма, имеет за своими плечами развитую технологию выживания в неблагоприятных условиях. Она позволяет гибко реагировать на ухудшение экономической конъюнктуры за счет снижения своих потребностей до минимума. Так всегда поступают социальные низы, перед которыми закрыты легитимные каналы обогащения и вертикальной мобильности.
Согласно теории Чаянова, внутри крестьянского хозяйства не существует товарно-денежных и меркантильных отношений. Они возможны только между различными крестьянскими семьями, не состоящими в родстве. Как только меркантильные интересы и отношения проникают вовнутрь хозяйства, и труд становится товаром, докапиталистический способ разрушается и ему на смену приходит капиталистический. Для некапиталистических хозяйств характерна и некапиталистическая мотивация труда: трудиться в полную силу лишь при внешнем принуждении, например, когда тебя заставляет неурожай, поборы помещика или государства, возросшие потребности семьи.
Совокупность этих положений легла в основание трудовой теории хозяйства. Разрабатывая ее, А.В.Чаянов создал классификацию, состоящую из шести типов крестьянских хозяйств: капиталистические, полутрудовые, зажиточные семейно-трудовые, бедняцкие семейно-трудовые, полупролетарские, пролетарские. Разработанный им план интеграции крестьянских хозяйств в социалистическую экономику предполагал кооперативную коллективизацию второго, третьего, четвертого и пятого типов хозяйств с последующим экономическим вытеснением кулака и постепенным вовлечением деревенского пролетариата в семейно-трудовое хозяйствование через систему кооперативного кредита.
Используя специальные математические процедуры, А.В.Чаянов разработал и обосновал модель трудо-потребительского баланса крестьянского хозяйства: “всякое трудовое хозяйство имеет естественный предел своей продукции, который определяется соразмерностью напряжения годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи”[10].
Его теория кооперации и трудового крестьянского хозяйства сыграла исключительную роль в развитии методологии и теории социальной статистики, в истории отечественной социальной мысли. И сегодня актуальны многие идеи А.В.Чаянова, связанные с обоснованием преимуществ мелкого аграрного бизнеса и трудового фермерского хозяйства над крупными государственными предприятиями и частнокапиталистическими хозяйствами на селе.
Как отметил Э.Дарренбергер, Чаянов не собирался ограничиваться русским крестьянством, которое обходилось без наемного труда, но распространял свои идеи на Индию, Китай, а также на большинство европейских и неевропейских стран. Речь идет о Бразилии, Мексике, Турции, Нигерии, Индии и Индонезии[11]. Его теорией зарубежные ученые пользуются ныне в теоретических, эмпирических и практических целях, поскольку она наилучшим образом – среди существующих в мире моделей – описывает развитие третьего мира. За рубежом о Чаянове выходит очень много статей и монографий.
Академии АН СССР и ВАСХНИЛ А.Никонов так оценил вклад А.В.Чаянова в науку: “Поразительно много совершил этот человек за короткий – всего 21 год – период активной деятельности. Он опубликовал свыше восьмидесяти научных трудов, в которых развил теорию кооперативного движения и первым сформулировал учение о трудовом крестьянском хозяйстве... Именно Россия – в первую очередь благодаря Чаянову – вышла на передовые позиции в мире по осмыслению организации крестьянских хозяйств, принципам их кооперации. Книги Чаянова, как он сам указывал в анкете, заполненной за месяц до ареста, выходили на русском, украинском, немецком, японском, английском и французском языках”[12].
Ссылки
- «Петровку» окончила его мать, ее выпускником был и двоюродный брат Александра - известный опытник С.К. Чаянов. ↑ 1
- Дополнительные биографические данные см.: Белых Г. Подвижничество // Тимирязевец (орган ТСХА). 1988. 15 января; Зараев М. Читая Чаянова // Сельская жизнь. 1988. 16 января; Мясоедов Б. Кто такой Чаянов // Книжное обозрение. 1988. 22 января; Коновалов В. Открытие Чаянова // Комсомольская правда. 1988. 29 января; Гавричкин В. Александр Чаянов – гражданин и ученый // Известия. 1988. 29 января; Балязин В. Возвращение. К 100-летию со дня рождения А.В. Чаянова // Октябрь. 1988. № 1; Пэнэжко П. Как ударили по «чаяновщине» // Огонек. 1988. № 10; Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997; Политические деятели России 1917. Биографический словарь. М., 1993; Балязин В.Н. Профессор Александр Чаянов. М., 1990; Краткий биографический очерк // Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М., 1989. С. 20–25. ↑ 1
- Чаянов А.В. Венецианское зеркало: Повести. М., 1989 ↑ 1
- Вельдина О. Два Чаянова // Завтра. 1997. 12 августа. ↑ 1
- А.В.Чаянов и его теория семейного хозяйства // Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика, 1989. С.26. ↑ 1
- А.В.Чаянов и его теория семейного хозяйства // Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика, 1989. С. 34–35. ↑ 1
- Там же. С. 33–34. ↑ 1
- Чаянов А.В. Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий. М., 1928. ↑ 1
- Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства. М.: Кооперативное издательство, 1925. С. 10–11. ↑ 1
- Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика, 1989. С. 34. ↑ 1
- Durrenberger E. Paul, (ed.). Chayanov, Peasants and economic anthropology. N.Y.: Academic Press, Inc., 1984. Р. 8. ↑ 1
- Никонов А. Наследие Чаянова // Знание-сила. 1988. № 5. С. 55–56. ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 3489
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 14.12.2010
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия:
Авторские произведения: Чаянов Александр Васильевич
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
О бюджетных исследованиях |
— | — | ||
2. |
Краткий курс кооперации |
— | — | ||
3. |
Крестьянское хозяйство |
— | — | ||
4. |
Московская гофманиада |
— | — | ||
5. |
Юлия, или Встречи под Новодевичьим |
— | — | ||
6. |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
— | — | ||
7. |
Приключения графа Бутурлина |
— | — | ||
8. |
Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина, записанные по семейным пред |
— | — | ||
9. |
История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М |
— | — | ||
10. |
Зодий |
— | — | ||
11. |
Венецианское зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека |
— | — | ||
12. |
Венедиктов или достопамятные события жизни моей |
— | — | ||