Таблица 1.
Показатели работы Счетной палаты Российской Федерации в 2007, 2008, 2009 гг.*
|
Показатель
|
2007
|
2008
|
2009
|
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
|
504
|
501
|
502
|
Проведено экспертно-аналитических мероприятий
|
48
|
181
|
127
|
Проведено контрольных мероприятий:
|
456
|
320
|
375
|
в том числе по поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, из них:
|
30
|
11
|
12
|
по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации
|
7
|
6
|
6
|
по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы
|
27
|
5
|
6
|
Количество актов по результатам контрольных мероприятий
|
1285
|
1147
|
1150
|
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере (млрд. рублей):
|
132,3
|
96,6
|
238,3
|
в том числе выявлено нецелевое использование средств
|
0,97
|
1,97
|
3,8
|
Фактические затраты на содержание Счетной палаты (млрд. рублей)
|
1,4
|
1,8
|
1,9
|
Количество направленных представлений и предписаний
|
391
|
267
|
320
|
Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы
|
130
|
121
|
215
|
Количество возбужденных уголовных дел
|
40
|
25
|
41
|
Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты
|
59
|
60
|
65
|
Рассмотрено вопросов на заседаниях Коллегии Счетной палаты
|
780
|
825
|
921
|
Количество договоров, соглашений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации
|
86
|
84
|
83
|
Количество соглашений с зарубежными ВОФК
|
58
|
59
|
59
|
Информационное присутствие Счетной палаты:
|
|
|
|
количество публикаций
|
2 600
|
2 190
|
2 100
|
количество посещений WEB-сайта (тыс.)
|
510
|
366,5
|
432
|
количество теле- и радиосюжетов
|
820
|
720
|
905
|
Состав сотрудников Счетной палаты по образованию (чел./%):
|
|
|
|
высшее профессиональное
|
1 101/97,5
|
1 198/97
|
1173/97,4
|
среднее профессиональное
|
14/1,2
|
17/1,4
|
15/1,3
|
Профессиональное образование сотрудников Счетной палаты (чел./%):
|
|
|
|
финансово-экономическое,
|
1 573/50,8
|
1 606/49
|
608/49
|
юридическое
|
201/17,8
|
222/18
|
239/19,3
|
управление
|
86/7,6
|
94/7,6
|
103/8,3
|
*Источник: Отчет о работе Счетной Палаты РФ в 2009 г. (Утвержден Коллегией Счетной палаты РФ 19 февраля 2010. Протокол №7К (709). – М., 2010. С. 15.
|
4. СОСТАВ И СТРУКТУРА СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов СП РФ, аппарата СП РФ. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на 6 лет. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ также на шестилетний срок. Совет Федерации и Государственная Дума по представлению Президента РФ назначают по 6 аудиторов сроком на 6 лет. Аудиторы СП возглавляют определенные направления деятельности СП.
Счетная палата является коллегиальным органом. Коллегия СП образуется для рассмотрения вопросов планирования и организации работы СП, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе. Кроме того Коллегия определяет конкретное содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. Коллегия СП утверждает структуру и штатное расписание аппарата СП по представлению Председателя СП в пределах средств на содержание СП.
Аппарат СП состоит из инспекторов СП и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов СП входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции СП.
В январе 1994 года ГД РФ первого созыва был избран первый Председатель СП РФ – депутат ГД РФ Хачим Мухамедович Кармоков. В январе 1995 года заместителем Председателя СП РФ от Совета Федерации ФС РФ был избран член Совета Федерации Юрий Юрьевич Болдырев.
В начале 1995 г. от ГД РФ были назначены аудиторы СП РФ:
Андреев А.Г. – контроль взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
Кушнарь А.Л. – контроль расходов федерального бюджета на государственное управление и правоохранительные органы;
Митрофанова Э.В. – контроль за государственным долгом и банковской системой;
Ножников А.Г. – контроль за внешнеэкономической и международной деятельностью;
Опенышев С.П. – контроль расходов федерального бюджета в сельском хозяйстве и рыболовстве, на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
Родионов Ю.Н. – контроль за расходами федерального бюджета на МВД, МЧС, ФПС, воинские формирования министерств и ведомств.
От Совета Федерации в 1995 г. были назначены:
Бесхмельницын М.И. – контроль за расходами федерального бюджета в промышленности, строительстве, транспорте, связи, кредитными ресурсами и банковской системой;
Лазарев И.Н. – контроль за формированием и исполнением доходов федерального бюджета, налогового законодательства и налоговой политики;
Любимов В.Н. – контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
Соколов В.С. – контроль за доходами от управления и распоряжения государственной собственностью и определение эффективности и целесообразности ее использования;
Ульянов В.Г. – контроль расходов федерального бюджета на национальную оборону;
Черноморд П.В. – контроль расходов федерального бюджета на социальную сферу.
19 апреля 2000 г. в связи с истечением полномочий Председателя Счетной палаты Х.М. Кармокова Государственная Дума РФ назначила на должность Председателя СП РФ Сергея Владимировича Степашина. В 2006 году он по представлению Президента России был переназначен Государственной Думой России на новый шестилетний срок.
Действующие в настоящее аудиторы Счетной палаты Российской Федерации по направлениям деятельности Счетной палаты Российской Федерации:
Агапцов Сергей Анатольевич – контроль расходов федерального бюджета на науку, образование, культуру, спорт и средства массовой информации
Пискунов Александр Александрович - комплексный контроль использования национальных ресурсов, расходов государственных средств на проекты общегосударственного значения и доходов от использования и реализации государственного имущества
Косоуров Виктор Семенович - контролю расходов федерального бюджета на международную деятельность
Васильев Игорь Владимирович – контроль за формированием и исполнением доходов федерального бюджета
Мовчан Сергей Николаевич - контроль расходов федерального бюджета на общегосударственные вопросы
Жданьков Александр Иванович – контроль расходов федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность
Табачков Николай Ильич - контроль расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны
Одинцов Михаил Викторович - контроль расходов федерального бюджета на природопользование и агропромышленный комплекс
Бесхмельницын Михаил Иванович – контроль за государственным долгом, банковской системой, Центральным банком Российской Федерации, кредитно-финансовыми учреждениями и финансовыми рынками
Филипенко Александр Васильевич – контроль взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней
Рябухин Сергей Николаевич – контроль расходов федерального бюджета на промышленность, энергетику и строительство, дорожное хозяйство, транспорт, связь и информатику
Катренко Владимир Семенович – контроль расходов федерального бюджета на реализацию общенациональных приоритетов в области здравоохранения, социальной политики и за бюджетами государственных внебюджетных фондов
Состав Аппарата Счетной палаты:
Руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации
Шахрай Сергей Михайлович
Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации
Гордеев Анатолий Николаевич
Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации
Семенченко Валерий Павлович
Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации
Столяров Николай Сергеевич
Направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации:
Административный департамент Счетной палаты
Директор Департамента: Кравченко Сергей Виталиевич
Департамент внешних связей Счетной палаты
Директор Департамента: Парузин Николай Владимирович
Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счетной палаты
Директор Департамента: Галанюк Владимир Васильевич
Департамент информатизации Счетной палаты
Директор Департамента: Бескровный Владимир Игоревич
Сводный департамент Счетной палаты
Директор Департамента: Дубинкин Вадим Вадимович
Департамент правового обеспечения Счетной палаты
Директор Департамента: Емельянова Наталья Николаевна
Департамент информации Счетной палаты
Директор Департамента: Ужегов Алан Солтанбекович
Финансовый департамент Счетной палаты
Директор Департамента: Филоненко Светлана Викторовна
Департамент обеспечения деятельности Счетной палаты
Директор Департамента: Мелимук Виталий Игоревич
Департамент кадров и государственной службы Счетной палаты
Директор Департамента: Кабанова Ольга Владимировна
5. Сотрудничество Счетной палаты с другими организациями
СП проводит большую работу по организации взаимодействия с органами государственной власти. Счетной палатой подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом правоохранительных органов и другими органами государственной власти. Одним из важнейших направлений деятельности Счетной палаты является обеспечение эффективного взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
В целях повышения эффективности государственного финансового контроля и координации деятельности контрольно-счетных органов была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации. Ассоциация призвана содействовать разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным органам информационную, методическую и правовую помощь.
Двустороннее и многостороннее сотрудничество СП
В соответствии со ст. 32. ФЗ СП РФ и основными положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.
В рамках двустороннего сотрудничества СП РФ за последние годы значительно активизировала свое сотрудничество с европейскими ВОФК через проведение совместных и параллельных проверок.
По линии многостороннего сотрудничества СП РФ является членом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ), Европейской организации высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), Азиатской организации высших контрольных органов (АЗОСАИ), Международного Консорциума по государственному финансовому управлению. На двусторонней основе активно развивается международное сотрудничество Счетной палаты с контрольно-ревизионными органами зарубежных стран.
В 2000 г. по инициативе СП РФ был создан Совет руководителей ВОФК государств – участников Содружества Независимых Государств (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины). Среди приоритетных направлений сотрудничества были выделены совместная разработка принципиально важных теоретических и практических вопросов государственного финансового контроля регионального характера, взаимный обмен идеями, опытом и информацией, проведение совместных и параллельных двусторонних и многосторонних контрольно-аналитических мероприятий, содействие профессиональному обучению и повышению квалификации кадров.
Совместно с Европейской Счетной палатой СП РФ проводит использования российскими получателями грантов Программы технической помощи Евросоюза странам СНГ – ТАСИС, направленной на поддержку экономики и социального развития государств СНГ.
6. ИЗДАНИЯ СП РФ
В целях информирования общественности о деятельности Счетной палаты с ноября 1997 г. Счетная палата стала издавать «Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации». Бюллетень выпускается ежемесячно в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (статья 33).
Ответственный за выпуск – Руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, научный руководитель НИИ системного анализа Счетной палаты С. М. Шахрай.
Счетная палата наряду с имеющимися инструментами финансового контроля активно внедряет новый вид государственного контроля – стратегический аудит, целью которого является оценка эффективности экономической политики в целом. Применение стратегического аудита вместе с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит в полной мере использовать социально значимые результаты деятельности СП в целях повышения эффективности управления общественными ресурсами.
7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Финансовое право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ А.Б. Быля, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. Москва: Проспект, 2010.
Толокнова Т.Б. Счетная палата как основной институт системы финансового контроля в праве Европейского союза : Диссертация канд. юрид. наук / МГИМО(У) МИД России; науч. рук. Ю.А. Матвеевский; науч. консультант М.М. Бирюков. М., 2010.
Саркисян Ж.М. Счетная палата РФ в механизме государственной власти: Диссертация канд. юрид. наук / МГИМО(У) МИД России; науч. рук. Ю.И. Лейбо. М., 2004.
Волеводз А.Г., Корнеев А.П., Горелик В.Я. Проблемы развития правового статуса Счетной палаты Российской Федерации // Юрист. 2000. № 7. С. 3-13.
Волеводз А.Г., Корнеев А.П., Горелик В.Я. О совершенствовании законодательства о Счетной палате как органа, осуществляющего высший финансовый контроль в Российской Федерации // Юрист. 2000. № 7. С. 20-28.
Андреев А.Г., Никольский Д.В. Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля. Деятельность Счетной палаты в условиях реформирования государства и экономики (1995–2000). Веб-адрес документа: http://www.ach.gov.ru/ru/about/controll/
О методологическом обеспечении деятельности Счетной палаты РФ. Веб-адрес документа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/metod_obespech-tree_files-fl-46.pdf
Описание изменения: